О воскресении мертвых

Книга 14. Поучение 43

I. Нынешний день совершается память св. пророка Иезекииля. Он жил при царствовании иудейского царя Иосии и на двадцать шестом году жизни был отведен пленником в Иерусалим. В пятый год плена Иезекиилю было в чудном видении повеление от Бога проповедывать иудеям и убеждать их к покаянию. Иезекииль видел открытыя небеса и среди них большое светлое облако. В последнем пророк видел четырех животных; у каждаго из них было четыре лица - человека, льва, тельца, и орла; животныя имели крылья и колеса, усеянныя глазами, причем у каждаго было по четыре крыла, по две руки и по одному колесу. Над головами животных простирался как бы хрустальный свод, на котором возвышался блестящий престол. На престоле сидел Некто, имевший вид человека. Исполненный страха и изумления, пророк пал ниц, и услышал голос Господень, говоривший ему: "встань, сын человеческий, Я буду говорить с тобою".

Иезекииль слушал в благоговении. "Я посылаю тебя к народу израильскому", сказал Господь, "чтобы передать им слова Мои. Не бойся ничего, если даже они будут возставать против тебя и преследовать тебя". Затем Иезекииль увидел простертую к нему руку и в ней свиток со словами: "плач, и стон, и горе". Господь повелел ему съесть этот свиток, и Иезекиил не ощутил горечи. С этого времени началось пророческое служение Иезекииля, и продолжалось 22 года. Проповедь его была обращена к вавилонским иудеям. Он говорил им, что вавилонский плен постиг их за нечестие и идолопоклонство; а для ободрения и утешения пленных предвозвещал, что это наказание должно прекратиться в определенное время. Пророчества Иезекииля находятся в книге его имени, заключающей 48 глав. Замечательно одно из видений Иезекииля: пророк видел поле, усеянное человеческими костями. Господь спросил его: "сын человеческий! оживут ли кости эти?" - "Господи Боже, Ты знаешь", отвечал Иезекииль. Тогда Господь дал ему повеление и силу оживить кости, и Иезекииль увидел, как они мало-по-малу облекаются телом; но духа еще не было в них. Господь повелел тогда Иезекиилю даровать им дух, и было по слову его, и мертвые ожили. Это видение было прообразованием воскресения мертвых. О воскресении мертвых будет и наше слово.

II. а) Когда будет воскресение мертвых? При втором пришествии Христовом, - тогда, когда Христос опять придет на землю судить живых и мертвых, придет с силою и славою многою. Апостол Павел говорит, что "Сам Господь, в повелении, во гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее" (1Фес. 4:16).

б) Как воскреснут? Отвечает тот же апостол: "вскоре, во мгновении ока; вострубит бо, и мертвии востанут нетленни" (1Кор. 15:52), так, как бы проснувшись от сна. С воскресшими телесами соединятся опять и души, и каждый опять будет целым и совершенным человеком, с тем же умом, с тою же памятью, с теми же чувствами, с полным сознанием себя и всей прошедшей жизни.

в) Значит, и тела воскресшия будут те же, и не изменятся? Действительно, тела будут те же, но не такие же; не изменятся в сущности, а изменятся в свойствах. Ныне они грубы, а после будут тонки, духовны; ныне - немощны, а после - сильны; ныне тленны и смертны, а после - нетленны и безсмертны. Апостол Павел, находя доказательство истины нашего воскресения в семени, которое ввергают земледельцы в землю, и которое не прежде прозябает, как по согниении, - затем колосьями, образовавшимися из согнившаго или умершаго семени, объясняет состояние тел в будущем воскресении из мертвых, и говорит: "сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе, сеется тело душевное, востает тело духовное" (1Кор. 15:42,43,44). Иначе и быть нельзя. Ведь по воскресении мы будем жить вечно; как же нам быть с нынешними слабыми и бренными телами? Вот нам и пример. - Первенец из мертвых, Сам Господь наш Иисус Христос. Когда Он воскрес, уже был не в таком теле, как до страдания и смерти. Нет. Его тело было тонкое, духовное; поэтому Он был невидим, поэтому приходил к апостолам в горницу сквозь затворенныя двери. А хотя и являлся апостолам, как обыкновенный человек, в прежнем Своем виде; но это делал Он только для уверения их в Своем воскресении. В подобном состоянии будем и мы все, по воскресении. В этом уверяют нас святые апостолы. Св. Павел говорит: "Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть" (1Кор. 15:20). "Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его" (Флп. 3:21); и св. Иоанн Богослов: "вемы, яко егда явится" (Христос), "подобни Ему будем" (1Ин. 3:2).

г) А что будет с теми, которые доживут до пришествия Христова и до воскресения мертвых? И они преобразятся в тот же вид, в каком будут и воскресшие, т. е. тела их сделаются тонкими, духовными, нетленными и вечными. "Вси", говорит апостол Павел, "не успнем, вси же изменимся; вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся. Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие" (1Кор. 15:51,52,53).

III. Вот, братие, мы припомнили учение слова Божия о воскресении мертвых. Будем же жить так, чтобы впоследствии воскреснуть не в суд, но в живот вечный. Аминь.