О па­мя­ти Бо­жи­ей и о мо­лит­ве

Неиз­вест­ный но­во­а­фон­ский монах

Карелия

По­че­му же­ла­ние есть у нас мо­лить­ся, иметь па­мять Божию, но никак не можем утвер­дить­ся в этом? Чтобы утвер­дить­ся в этом спа­си­тель­ном упраж­не­нии, пред­ла­гаю мой совет. По­сту­пай так: вме­сто обыч­но­го у вас по­мыш­ле­ния о Боге, как о Вез­де­су­щем, ко­то­рое вы ста­ра­е­тесь дер­жать, про­сто имей­те все­гда Его в мо­лит­ве.

Мо­лит­ва непре­стан­ная для того и за­по­ве­да­на нам, чтобы мы пре­бы­ва­ли в па­мя­ти Бо­жи­ей. Этот спо­соб удоб­нее всех наших ста­ра­ний, по­то­му что вся­кий раз па­мя­то­ва­ние о Боге про­из­во­дит­ся внешне, а в мо­лит­ве па­мять име­ет­ся внут­ри нас. Внеш­ний образ по­то­му не по­сто­я­нен, что ум без внут­рен­не­го вме­сти­ли­ща не может уста­но­вить­ся на одном пред­ме­те, но увле­ка­ет­ся вся­ки­ми по­мыс­ла­ми. Мо­лит­ва же со­вер­ша­ет­ся внут­ри нас, в серд­це, где и ум дол­жен быть неот­ход­но, и па­мять Божия. Если мо­лит­ва про­дол­жа­ет­ся непре­стан­но, то па­мять Божия сама собою, без труда об­ре­та­ет­ся в самой мо­лит­ве. Я го­во­рю о вни­ма­тель­ной мо­лит­ве. Сле­до­ва­тель­но, на­сколь­ко мы по­сто­ян­ны в мо­лит­ве, на­столь­ко и па­мять Божию можем иметь. От празд­но­сти ума на­ше­го мы ли­ша­ем­ся этого блага - мо­лит­вы и па­мя­ти Бо­жи­ей. Если и в мо­лит­ве па­мять Божию дер­жать не можем, то при­чи­на явна, мо­лишь­ся с несо­вер­шен­ным ра­з­умом, то есть де­ла­ние мо­лит­вы у тебя еще по бук­вам, а не по духу. По­мо­ги, Гос­по­ди!

Чув­ствен­ное серд­це - кусок мяса, но оно - вме­сти­ли­ще души. Серд­це не имеет в себе пу­сто­ты, а в нем вме­ща­ет­ся и душа, и враги бес­плот­ные. А когда оно чисто, то и Гос­подь оби­та­ет в нем. В малом серд­це весь ду­хов­ный мир может вме­стить­ся. Чув­ствен­но­му нужно рас­сто­я­ние, а ду­хов­но­му везде про­стор. Чув­ствен­ный нуж­да­ет­ся в го­ло­ве, языке, гла­зах, ушах и про­чем, а ду­хов­ный ни в чем этом не нуж­да­ет­ся, но имеет все дей­ствия, свой­ствен­ные духу, по­доб­ные ему.

Без­глас­ное во­пи­я­ние нашей души и вся­кое чув­ство и же­ла­ние ду­хов­но­му су­ще­ству яснее видно и слыш­но, чем чув­ствен­ный голос и дей­ствие. По­это­му мы в пол­ной на­деж­де оста­ем­ся, что внут­рен­нее наше слово, чув­ства серд­ца и духа все­гда Бог видит и слы­шит не от вне, но в самом слове и чув­стве пре­бы­ва­ю­ще. А по­то­му никто не за­труд­няй­ся и не сму­щай­ся тем, где Бога зреть. Не мни рас­сто­я­нию быть между нами и Богом. Веруй, что ни слово наше, ни чув­ство серд­ца, ни ум, ни мысль - не от­де­ли­мы от Бога. Бог не сме­ши­ва­ет­ся ни с чем нашим, ни с чем твар­ным, а, между тем, все в Нем и Он во всем.