Мо­лит­ва о дру­гих

Ар­хи­манд­рит Иеро­фей (Вла­хос)

- Да, стар­че, до сих пор мы не го­во­ри­ли о мо­лит­ве о дру­гих. Как это де­лать?

- В миру, отец мой, ве­ли­ко небла­го­по­лу­чие, за­блуж­де­ние, неве­де­ние Бога, ко­то­рое, по сло­вам отцов, яв­ля­ет­ся ве­ли­чай­шим гре­хом. И наш долг - пла­кать и мо­лить­ся. Свя­той Иоанн Ле­ствич­ник со­ста­вил слово к пас­ты­рю, точ­нее, к игу­ме­ну, укреп­ля­ю­щее, од­на­ко, лю­бо­го епи­ско­па и ду­хов­ни­ка, ко­то­рый пред­став­ля­ет собой епи­ско­па каж­дой души. Там го­во­рит­ся, в част­но­сти, сле­ду­ю­щее. По­доб­но пас­ту­ху, ко­то­рый, когда от­ды­ха­ют овцы, от­пус­ка­ет на сво­бо­ду по за­го­ну сто­ро­же­вых собак, чтобы они охра­ня­ли стадо от вол­ков, по­сту­па­ет и иерей. В час, когда хри­сти­ане спят, он бодр­ству­ет, предо­став­ляя сво­е­му уму (как сто­ро­же­вой со­ба­ке) сво­бо­ду и за­став­ляя его бдеть и взы­вать к Богу о на­ро­де Его. Сколь мно­гие в тот час рас­пут­ни­ча­ют! Сколь мно­гие го­то­вы по­кон­чить с собой! Сколь­ко го­то­вых со­вер­шить ужас­ные зло­де­я­ния! Сколь­ко разо­ча­ро­ван­ных и от­вра­тив­ших­ся от добра! За них всех чи­тай­те мо­лит­ву. "Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сыне Божий, по­ми­луй рабов Твоих" или "раба Тво­е­го", если име­е­те в виду опре­де­лен­ный слу­чай.

- Хочу за­дать Вам во­прос. Недав­но Вы го­во­ри­ли, что мо­лит­ва долж­на идти без об­ра­зов. Ныне же ска­за­ли, что сле­ду­ет мо­лить­ся за всех, име­ю­щих столь круп­ные про­бле­мы. Не раз­ви­ва­ет­ся ли в таком слу­чае фан­та­зия и не воз­ни­ка­ет ли при­чи­на рас­се­и­вать­ся уму, тогда как нужно стре­мить­ся со­сре­до­то­чить его в себе и в серд­це?

- Вы хо­ро­шо сде­ла­ли, задав такой во­прос. Ибо разъ­яс­не­ние необ­хо­ди­мо. Когда мы мо­лим­ся о дру­гих, мы де­ла­ем это внешне. Т.е., желая какое-то время при­но­сить мо­лит­ву о тех, кто имеет в ней нужду, мы чи­та­ем пер­вый раз "Гос­по­де Иису­се Хри­сте, по­ми­луй рабов Твоих" или "раба Тво­е­го" (и по­ми­на­ем их имена), но затем про­из­но­сим "раба" или "рабов Твоих" безы­мян­но, и ум, не по­мыш­ляя о них, не от­вле­ка­ет­ся. Гос­подь знает, за кого мы мо­лим­ся. Также не сле­ду­ет вни­кать в про­бле­мы, за­ни­ма­ю­щие че­ло­ве­ка, но го­во­рить "раба Тво­е­го", и Бог по­шлет ему Свою бла­го­дать. Если тот ока­жет­ся до­стой­ным при­нять ее, она по­мо­жет ему в его деле. Бла­го­дать Божия, отец мой, по­доб­на воде, ко­то­рая бежит по почве, впи­ты­ва­ет­ся кор­ня­ми и дает каж­до­му де­ре­ву то, чего оно же­ла­ет. Не это ли на­блю­да­ем мы и за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей? Мы мо­лим­ся о вся­ких нуж­дах, и народ от­ве­ча­ет: "Гос­по­ди, по­ми­луй!" По­это­му, когда при­хо­дит ми­лость Божия, она дает че­ло­ве­ку то, в чем он имеет дей­стви­тель­ную нужду. Но мо­лит­ва о дру­гих яв­ля­ет­ся необ­хо­ди­мым пас­тыр­ским де­ла­ни­ем и по дру­гой при­чине.

- Мне хо­те­лось бы услы­шать об этом.

- Мо­лясь о дру­гом, мы почти тот­час по­лу­ча­ем из­ве­стие от Бога о том, какую осо­бую нужду тот имеет, и, таким об­ра­зом, можем эф­фек­тив­но по­дей­ство­вать на его спа­се­ние. Как-то ко мне в кел­лию при­шел некто, вос­хва­ляв­ший меня как уди­ви­тель­но ода­рен­но­го че­ло­ве­ка-хри­сти­а­ни­на. По­сколь­ку пре­воз­но­ше­ние не свой­ствен­но Пра­во­сла­вию, я тот­час вышел в до­мо­вую цер­ковь и по­про­сил Бога от­крыть мне, что же это такое. И ты не по­ве­ришь...

- Ах, отче, по­че­му же мне не ве­рить?

- ... Цер­ковь тот­час на­пол­ни­лась смра­дом. И я ска­зал, что не хорош тот че­ло­век, ибо он не имеет бла­го­да­ти Хри­сто­вой. Он лишен Жи­во­тво­ря­щей Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти и по­то­му мертв - "носит имя будто жив, но он мертв". По­доб­но тому, как тело уми­ра­ет и из­да­ет зло­во­ние, когда вы­хо­дит из него душа, так уми­ра­ет и рас­про­стра­ня­ет ду­хов­ное зло­во­ние душа, когда от­сту­па­ет от че­ло­ве­ка бла­го­дать Божия.

Я был по­ра­жен. Столь­ко от­кро­ве­ний сде­лал мне се­год­ня ста­рец и таким спо­со­бом, что нель­зя было за­по­до­зрить его в эго­из­ме. Свя­тые пре­одо­ле­ли все это. Они го­во­рят не для того, чтобы по­ри­со­вать­ся, но чтобы при­не­сти поль­зу. Все - во славу Божию. Закон Божий стал их за­ко­ном. Он глу­бо­ко на­чер­тан на всем их устро­е­нии.

- Во­об­ще же, отец мой, - про­дол­жал он, - Иису­со­ва мо­лит­ва необ­хо­ди­ма в вашей де­я­тель­но­сти. Мо­лясь, вы мо­же­те рас­по­знать в своем серд­це дви­же­ния лу­ка­во­го. Серд­це ста­но­вит­ся чрез­вы­чай­но чув­стви­тель­ным и нево­об­ра­зи­мо про­ни­ца­тель­ным в рас­по­зна­ва­нии са­та­ны и од­но­вре­мен­но по­лу­ча­ет много сил через мо­лит­ву для из­гна­ния его от­ту­да. Таким об­ра­зом, оно пре­вра­ща­ет­ся во вме­сти­тель­ный сосуд Свя­то­го Духа. Тогда по опыту, ко­то­рый по­лу­чи­те в войне с са­та­ной, и по зна­нию Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти вы смо­же­те весь­ма успеш­но вхо­дить в душу дру­го­го и про­ни­кать во внут­рен­ний мир ис­по­ве­ду­е­мо­го. Поль­за от этого будет ко­лос­саль­ной. С ис­по­ве­ди уйдет дру­гой че­ло­век: из­бав­лен­ный от зна­е­мых и незна­е­мых стра­стей. Но мне хо­те­лось бы об­ра­тить­ся к Вам, про­дол­жал ста­рец, с тремя прось­ба­ми. На­де­юсь, что Вы при­слу­ша­е­тесь к ним.

Ко всему, что бы Вы ни за­хо­те­ли, - от­ве­тил я. - Со­вер­шен­но уве­рен, что они будут вы­пол­не­ны.