Что такое умная, или внут­рен­няя, мо­лит­ва и каких видов она бы­ва­ет

Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Свя­то­го­рец

Умная, или внут­рен­няя, мо­лит­ва есть, когда мо­ля­щий­ся, со­брав ум внутрь серд­ца, от­ту­да не глас­ным, но без­молв­ным сло­вом вос­сы­ла­ет к Богу мо­лит­ву свою, сла­во­сло­вя Его и бла­го­да­ря, со­кру­шен­но ис­по­ве­дуя пред Ним грехи свои и ис­пра­ши­вая у Него по­треб­ных себе благ ду­хов­ных и те­лес­ных. Не сло­вом толь­ко надо мо­лить­ся, но и умом, и не умом толь­ко, но и серд­цем, да ясно видит и по­ни­ма­ет ум, что про­из­но­сит­ся сло­вом, и серд­це да чув­ству­ет, что по­мыш­ля­ет при сем ум. Все сие в со­во­куп­но­сти и есть на­сто­я­щая мо­лит­ва, и если нет в мо­лит­ве твоей чего-либо из сего, то она есть или несо­вер­шен­ная мо­лит­ва, или со­всем не мо­лит­ва. Ты, верно, слы­хал такие слова: сло­вес­ная мо­лит­ва, мыс­лен­ная мо­лит­ва, сер­деч­ная мо­лит­ва; слы­шал при­том, может, и рас­суж­де­ния о каж­дой из них особо. От­че­го про­ис­хо­дит такое раз­ло­же­ние мо­лит­вы на ее части? От­то­го, что по нашей оплош­но­сти бы­ва­ет, что иной раз язык про­из­но­сит свя­тые слова мо­лит­вы, а ум блуж­да­ет невесть где или и ум по­ни­ма­ет слова мо­лит­вы, а серд­це не от­зы­ва­ет­ся на них чув­ством. В пер­вом слу­чае мо­лит­ва бы­ва­ет толь­ко сло­вес­ная и со­всем не есть мо­лит­ва, во вто­ром - с сло­вес­ной со­еди­ня­ет­ся и мо­лит­ва мыс­лен­ная, и это есть мо­лит­ва несо­вер­шен­ная, непол­ная. Пол­ная и на­сто­я­щая мо­лит­ва есть, когда с сло­вом мо­лит­вен­ным и мо­лит­вен­ною мыс­лью со­че­та­ва­ет­ся и мо­лит­вен­ное чув­ство. Бы­ва­ет, по бла­го­да­ти Бо­жи­ей, и одна сер­деч­ная мо­лит­ва - и это есть ду­хов­ная мо­лит­ва, Духом Свя­тым в серд­це дви­жи­мая; мо­ля­щий­ся осо­зна­ет ее, но не тво­рит, а она сама в нем тво­рит­ся. Такая мо­лит­ва есть до­сто­я­ние со­вер­шен­ных. Об­ще­до­ступ­ная же и от всех тре­бу­е­мая мо­лит­ва есть, чтоб со сло­вом мо­лит­вен­ным все­гда со­че­та­е­мы были и мысль, и чув­ство. Бы­ва­ет еще мо­лит­ва, ко­то­рую име­ну­ют пред­сто­я­ни­ем пред Богом, когда мо­ля­щий­ся, весь со­сре­до­то­чив­шись внутрь серд­ца, мыс­лен­но со­зер­ца­ет Бога при­су­щим себе и в себе с со­от­вет­ствен­ны­ми тому чув­ства­ми: то стра­ха Божия и бла­го­го­вей­но­го изум­ле­ния Его во всем ве­ли­чию, то веры и упо­ва­ния, то любви и пре­дан­но­сти в волю Его, то со­кру­ше­ния и го­тов­но­сти на вся­кие жерт­вы. Такое со­сто­я­ние при­хо­дит, когда углу­бит­ся кто в обыч­ной мо­лит­ве сло­вом, умом и серд­цем. Кто долго и как долж­но мо­лит­ся, у того такие со­сто­я­ния чаще и чаще будут по­вто­рять­ся, а на­ко­нец со­сто­я­ние такое может сде­лать­ся по­сто­ян­ным, и тогда оно на­зы­ва­ет­ся хож­де­ни­ем пред Богом, и есть непре­стан­ная мо­лит­ва. В таком со­сто­я­нии пре­бы­вал св. Давид, сви­де­тель­ству­ю­щий о себе: пред­зрех Гос­по­да предо мною выну, яко одес­ную мене есть, да не по­дви­жу­ся (Пс. 15:8). Итак, брате мой, же­ла­ешь ли, чтоб мо­лит­ва твоя была бла­го­плод­на, ни­ко­гда не огра­ни­чи­вай­ся в мо­лит­ве своей одним мо­лит­во­сло­ви­ем, но мо­лись вме­сте и умом, и серд­цем: умом - ра­зу­мея и со­зна­вая все мо­лит­во­сло­ви­мое, серд­цем - все то чув­ствуя. Наи­па­че же мо­лись серд­цем. Мо­лит­ва, из серд­ца ис­тор­га­ю­ща­я­ся, как стре­ла мол­ний­ная, мгно­вен­но про­хо­дит небе­са и яв­ля­ет­ся пред пре­сто­лом все­ми­ло­сти­во­го Бога. И Бог ей наи­па­че внем­лет и на нее пре­кло­ня­ет­ся. Такою мо­лит­вою воз­мо­лил­ся Мо­и­сей пред Черм­ным морем и тот­час услы­шал глас Божий: что во­пи­е­ши ко Мне (Исх. 14:15) - и силу приял от Бога из­ба­вить народ свой от угро­жав­шей ему беды.