Бе­се­да со стар­цем о мо­лит­ве

Ар­хи­манд­рит Иеро­фей (Вла­хос)

- Свя­той отец, - начал я тихим го­ло­сом, - сей­час мной очень силь­но овла­де­ло одно же­ла­ние. Верую, что оно от Гос­по­да. Хочу очи­стить­ся. Вижу, как во мне неистов­ству­ют стра­сти. Чув­ствую, что серд­це - джунгли, где во­дят­ся мно­гие дикие звери, а во главе их - диа­вол, ко­то­рый де­ла­ет, что ему хо­чет­ся. Стрем­люсь из­ба­вить­ся от этого ужас­но­го со­сто­я­ния, пре­дать свою душу Богу, чтобы Он про­све­тил ее, чтобы она была Его. До­ста­точ­но ее об­кра­ды­вал диа­вол-льстец. Те­перь же хочу очи­стить­ся, но не знаю как. Услы­шь­те, отче: Хочу очи­стить­ся. Ука­жи­те мне пути. Готов их при­нять и слепо сле­до­вать всему, что Вы мне ска­же­те.

...Я начал тихим го­ло­сом, а за­кон­чил вопия и плача. Слов­но гром, про­зву­ча­ли мои по­след­ние слова для пу­стын­ни­ка. Столь го­ря­чи­ми они были. Он немно­го по­мол­чал. Взгля­нул на меня с ве­ли­кой лю­бо­вью; такую лю­бовь могут про­яв­лять толь­ко мо­на­хи. Он дал мне по­нять, что не сле­ду­ет уны­вать по по­во­ду этой тре­во­ги, по­сколь­ку она бла­го­сло­вен­на.

- Когда мы пе­ре­жи­ва­ем по­доб­ные со­сто­я­нии, - ска­зал он, - ясно, что Свя­той Дух есть и дей­ству­ет в нас. Мы на­чи­на­ем про­хо­дить путь по­зна­ния Бога. Это пер­вый этап. Если со­вер­шен­ное со­зер­ца­ние Нетвар­но­го Света - свет, пле­ня­ю­щий душу, то по­ка­я­ние и чув­ство своей гре­хов­но­сти - огонь, воз­жи­га­ю­щий ее. Сле­до­ва­тель­но, по­ка­я­ние и же­ла­ние очи­стить душу от стра­стей - время по­се­ще­ния бла­го­да­ти. Толь­ко когда она схо­дит на нас, мы можем ви­деть свое за­пу­сте­ние, пе­ча­лить­ся о Боге и стре­мить­ся со­еди­нить­ся с Ним. Мы ни­ко­гда не имели бы таких мыс­лей и же­ла­ний, если бы не бла­го­дать Божия.

Муд­рый ру­ко­во­ди­тель, опыт­ный ду­хов­ник, по­и­стине бла­го­дат­ный че­ло­век! Све­ду­щий врач, он знает, как смяг­чить боль, уми­ро­тво­рить, дать ле­кар­ство не для упо­ко­е­ния на­ше­го са­мо­лю­бия, но для воз­мож­но­сти опе­ра­тив­но­го вме­ша­тель­ства и ис­це­ле­ния.

- Уяс­нив это, - про­дол­жал он, - сле­ду­ет ука­зать неко­то­рые пути или, лучше, один, про­стей­ший. Не ожи­дай, что я на­ло­жу на тебя тяж­кие труды. Лишь мо­лит­ва Иису­со­ва ("Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сыне Божий, по­ми­луй мя") очи­ща­ет душу, т.е. непре­стан­ный вопль к Богу, Спа­си­те­лю на­ше­му. В при­зы­ва­нии и еди­не­нии с Иису­сом за­клю­ча­ет­ся все наше спа­се­ние. Возо­пи­им, чтобы Он при­шел и ис­це­лил нас. Яв­ля­ясь боль­ны­ми, будем сте­нать, и Он, как врач, ис­пол­нен­ный любви, по­спе­шит на по­мощь. Мы, по­доб­но впав­ше­му в руки раз­бой­ни­ков, вос­пла­чем, и Доб­рый Са­ма­ря­нин при­дет, очи­стит наши раны, при­ве­дет в го­сти­ни­цу, то есть к со­зер­ца­нию Света, Ко­то­рый за­жи­га­ет все наше су­ще­ство. Когда Бог в серд­це нашем, тогда по­беж­да­ет­ся диа­вол и очи­ща­ет­ся нечи­сто­та, им со­зда­ва­е­мая. Сле­до­ва­тель­но, по­бе­да над диа­во­лом яв­ля­ет­ся по­бе­дой Хри­ста через нас. Мы сде­ла­ем че­ло­ве­че­ское (воз­зо­вем ко Хри­сту), а Он сде­ла­ет бо­же­ствен­ное (по­бе­дит диа­во­ла и очи­стит нас). Сле­до­ва­тель­но, не сле­ду­ет стре­мить­ся самим де­лать дело Бога, а Богу остав­лять дело че­ло­ве­ка. Нужно хо­ро­шо по­нять, что от нас за­ви­сит че­ло­ве­че­ское (мо­лит­ва), а от Бога - бо­же­ствен­ное (спа­се­ние). Все, что со­вер­ша­ет­ся в Церк­ви, есть дело бо­го­че­ло­ве­че­ское.