Книга 15. Поучение 17
I. Св. ныне прославляемый апостол и евангелист Матфий происходил из колена Иудина и родился в Вифлееме; с детства он был учеником св. Симеона Богоприимца. Он был один из пребывавших постоянно при Господе И. Христе и был свидетелем многих Его чудес и слушателем Его учения. По вознесении Господа Матфий после общей молитвы апостолов был указан "жребием" из двух, выбранных апостолами учеников, свидетелей земной жизни Господа от Его крещения до вознесения, и был причислен к лику 12-ти апостолов вместо Иуды Искариотскаго, и проповедывал евангелие в Иудее и Ефиопии. Обратив многих ко Христу и приняв много страданий за веру Христову, св. апост. Матфий принял мученическую смерть в Иерусалиме, быв побиен камнями.
II. Избрание св. ап. Матфия по жребию в лик 12-ти апостолов, одобренное как всеми апостолами, так и всеми верующими, и оправдание этого избрания всею дальнейшею жизнию святаго апостола и евангелиста напоминает нам братие о той истине, что "жребием владеет Бог" (Пс. 80:15-16). Что действительно жребием владеет Бог, это можно видеть из многих библейских примеров.
а) "Господь посылал, однажды пророка Иону на проповедь в Ниневию". Иона уклонился от такого трудного дела и бежал от лица Господня в Фарсис; и вот, когда он плыл туда на корабле, Господь воздвиг сильную бурю на море; корабельщики побросали в море весь груз и стали молиться каждый своему Богу, но буря не утихала; тогда все бывшие на корабле сказали друг другу: "приидите вержем жребия, и уразумеем, коего ради есть зло сие на нас: и метнуша жребия, и паде жребий на Иону... И взяша Иону, и вверзоша его" (по его же совету) "в море, и преста море от волнения своего" (Ион. 1:7,15). Известно, что Иона промыслом Божиим сохранен был невредимым во чреве кита, и выброшен, чрез три дня, на берег морской совершенно здоровым, после чего Иона стал проповедывать в Ниневии (Ион. 2:1-11).
б) А вот еще случай более явного участия промысла Божия в жребии. Когда пророк Самуил, по повелению Божию, помазал Саула на царство (1Цар. 10:1), в народе еврейском об этом никто не знал еще; Самуил созывает старейшин народа и других почетных людей и предлагает им, согласно их желанию, избрать из среды себя достойнейшаго человека в царя, кого укажет Сам Бог чрез жребий. (Между тем Господом уже был избран Саул и без жребия, на главу которого Самуил возлил елей, в доказательство того, что Бог посвятил его на царство). Собрались евреи, стали все по коленам своим, и начали вынимать жребии, "и паде жребий на хоругвь Вениаминю", в которой находились предки Саула. Отделили эту хоругвь и стали призывать к жребию по племенам этой хоругви - "и паде жребий на Маттариино", от которого происходили родоначальники Сауловы, но как в этом племени было много молодых людей - мужей, и неизвестно было, кого из них избрал Господь Бог, то стали вынимать жребий в третий раз, поименно, по мужам этого рода, "и паде жребий на Саула, сына, Кисова" - на того самаго, которого Бог ранее уже и без жребия избрал и посвятил в царя (1Цар. 10:20-21).
Таким образом люди, по своему усмотрению, три раза вынимали жребий для избрания себе царя - и каждый раз невидимая сила Божия, владеющая жребием и располагающая судьбою человека, направляла выемку жребия к достижению заранее предположенной цели, к избранию заранее предопределенного к тому лица. Видно - "невозможная у человека, возможна суть у Бога" (Лк. 18:27). Следовательно верно, что жребием владеет, располагает Сам Бог, и каждому человеку предопределен жребий уже давно, при самом рождении его и даже ранее (Иер. 1:5).
III. Поэтому при вынутия жребия всецело предайте себя в волю Господа и вполне положитесь на Его всеблагое и премудрое провидение, сказав себе: "Ты еси Бог мой, в руку Твоею жребий мой" (Пс. 80:15-16).
Посему неразумно делают те, кои, вынув напр. жребий, призывающий их к отбыванию воинской повинности, ропщут на свою судьбу: не слепая судьба или простой случай управляет жизнию человека, но премудрый и всеблагий промысл Божий, без воли коего ни один влас не упадет с нашей головы.
Запомните, братия мои, что слово судьба есть слово не христианское: по непреложному и ясному учению слова Божия и учению церкви жизнию народов, царств и даже каждаго отдельного человека управляет не простой случай или слепая судьба, но живой, разумный, премудрый и всеблагий промысл Божий, без ведений коего не упадет на земле ни один волос с головы человека.
Неразумно также поступают и те христиане, которые выражают свой ропот по поводу взятых по жребию на службу их детей на те или другия общественныя учреждения или должностных лиц: жребием Господь указал на них, как на людей, которые наиболее будут полезны в той должности, на какую они избраны.