Женские наряды и уборы

Книга 4. Поучение 54

I. В день ныне прославляемого преп. Сергия, Радонежского чудотворца, отличавшегося среди других добродетелей необыкновенною любовью к простоте и скромности в одежде, нередко покрытой заплатами, душеспасительно будет побеседовать с вами о женских нарядах и уборах, которые совершенно удалились от простоты и скромности прежнего времени. Вот как об этом говорит великий наш отечественный учитель Церкви, святитель Тихон Задонский.

II. Доколе не согрешили прародители наши, Адам и Ева, дотоле не имели нужды в одежде, ибо не видели наготы своей; а когда согрешили, то увидели наготу свою и стали стыдиться, а потому и принуждены были искать, чем бы прикрыть свою наготу. И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази беша; и сшиста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания (Быт. 3:7). А Бог, милосердствуя о них, сделал для них ризы кожаны, и облече их.

Видишь ли, что начало одежды есть грех? Грех открыл им наготу их, которая потребовала прикрытия. Поэтому св. Андрей Критский и оплакивает это (в своем Великом каноне): сшиваше ризы кожаны грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды.

Отсюда видишь, как худо делают те люди, которые ищут украшения в одеждах и делают одежду не ради прикрытия наготы и согревания тела, но ради украшения и щегольства. Они поставляют себе в честь и украшение то, что свидетельствует о бесчестии и безобразии; они ищут похвалы в том, что обличает грех... Все животные, как созданы от Бога, так и живут доныне, не нуждаются в прикрытии, довольствуются естественным одеянием. Один человек лишился этого за грех, и у них же заимствует одежду и ею прикрывается... И вот что странно или лучше - достойно всякого сожаления: он чужой кожей прикрывается и этим гордится, - он ставит себе в честь то, что должно бы подавать ему, яко бедному, скудному, нагому и лишенному, случай к смирению...

Украшение в одежде есть доказательство нерадения о душе. Кто печется о телесном украшении, тому недосуг пещися о душевном. Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет (Мф. 6:21). Наряды щегольские показывают, что сердце желает суетной чести и славы, а это и закону Божию противно: не любите мира, ни яже в мире (1Ин. 2:15). Горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3:2).

Эти наряды не обходятся без обиды ближнему, а потому и без оскорбления Самого Бога: ведь они не обходятся без затрат, а тратится то, что собирается с подобных себе людей. Пусть имение нажито и праведным трудом: но ведь есть на свете нагая братия, есть трясущиеся от голода и мороза братия Христовы, есть в темнице за долги и оброки заключенные, есть лишившиеся домов своих от пожаров, есть и другие несчастливые: вот на кого следует употреблять излишек достатков своих! Но - до нищих ли тому, у кого на сердце одно тщетное желание нарядов? Ему надо нарядить себя, жену, детей, даже слуг и коней, украсить самый дом свой!..

Еще хуже делают женщины, натирающие свои лица белилами и румянами. Судите сами: если бы художник написал хорошее изображение чьего-нибудь лица, а другой, неискусный, переправил бы это изображение по-своему, - всякий стал бы смеяться такому безумному делу, а художнику это было бы немалой обидой. Вот - то же делают и те женщины, которые белят и румянят свои лица. Бог и Создатель наш, как премудрый живописец, дает каждому человеку весь состав тела и души, а вместе с тем и изображение лица. Но когда люди подкрашивают лица свои, то они переделывают дело рук Его святых, а чрез то оскорбляют Бога - Создателя своего, и вместе сами себя отдают разумным людям в посмеяние, а юным сердцам в соблазн. Вот куда ведет украшение женских лиц! Таковые переделывают дело Божие, как будто нехорошо соделанное - а ведь об этом и помыслить страшно! И это делают те, которые исповедуют Христа Сына Божия, за грехи наши распятого и умершего!.. О, хитрость диавольская!.. Без поджоги горит юная плоть, а тут от бесстыдных женщин еще подкладывается поджога! Горе им, - они огонь прилагают к огню! И как им не стыдно в народ выходить? Скажи, скажи пожалуйста, ради чего ты с таковой личиной в люди выходишь? Показать себя хочешь? Подлинно, ты показываешь себя, показываешь и то, что кроется в твоем сердце! И видят люди, но одни отворачиваются от тебя, как от страшилища, а другие обращают на тебя очи свои и зачинают болезнь, и рождают беззаконие... Худо делают таковые, но много-много хуже и на погибель себе делают те, которые в таком вид в самые храмы Божии, где святые и страшные тайны совершаются, где Сам Бог таинственно присутствует, дерзают входить... Таковым бесстыдным женам приличествует оное Божие слово: храм Мой - храм молитвы наречется: вы же сотвористе его вертеп разбойником (Мф. 21:13). Скажи мне, зачем ты в это святое и священное место пришла? - Скажешь: Богу молиться? - Но разве в этих нарядах приходят на молитву? В молитве мы пред Богом стоим, с Богом беседуем, у Бога милости просим: такие ли наряды требуются здесь? Молитве приличны воздыхания, слезы, плач, коленопреклонения, биение в перси, а не украшения тела. Если ты и воздыхать и плакать будешь, - твои уборы обличат тебя и покажут твое лицемерие... Нет, ты пришла сюда себя показать, а не молиться! Смотри же, чтобы не выйти отсюда с еще более тяжким грехом. Свято и страшно место сие: это - дом Божий! Берегись в таком месте иметь сердце, исполненное нечистоты, и других соблазнять, - не бесчести храма Божия, чтобы не испытать на себе суда Божия! Помни: такая молитва есть прелесть, а не молитва, гордость и пыщность, а не смирение; большее оскорбление милосердому Богу и прогневание Его, а не умилостивление: еже (что) есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16:15).

III. А чтобы легче было оставить пристрастие к нарядам, примечай и рассуждай следующее: 1) Всякое излишество, всякая прихоть без оскорбления Богу не бывает. 2) Всякое добро, какое ни есть у нас, - принадлежит Богу, а не нам; мы наги вышли из чрева матери, и потому нищи и бедны сами по себе, а что имеем, - все от Бога нам дано. А потому и имение свое должны расходовать по воле давшего его Бога, а не по своим прихотям. Ты требуешь отчета у своего приказчика: куда и на что он твои деньги издержал: потребует и у тебя отчета Господь в данном тебе от Него богатстве. Готовь же Ему ответ. 3) Украшать тело, которое скоро в прах и землю обратится, и нерадеть об украшении бессмертной души добрыми делами - великое безумие. 4) Женщины наипаче дадут ответ праведному Судии за соблазн: горе бо человеку тому, имже соблазн приходит, - глаголет Господь! (Мф. 18:7). Страшно соблазнить и одного человека, ибо каждый человек искуплен кровью Христовою: тем паче соблазнять многих, за которых пролита Христова кровь! А сколько таких, которые прельщаются сею притворною красотою и погибают! Знает это один Бог сердцеведец, Который будет судить нелицемерно и прельстивших и прельстившихся! Внимай сему, жено: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым (2Кор. 5:10). 5) О, если бы женщины, называющие себя христианками, почаще взирали душевными очами на простое лицо Христово, которое за грехи и беззакония наши потерпело биение и оплевание, и не имело вида, ниже доброты: они никогда не захотели бы украшать свое тело и лица свои на прельщение душ человеческих, которые Он искупил Своею смертью! Но, видно, забыли они то великое и страшное дело, когда только об одной суете помышляют! 6) Пусть же помнят они, что по лицу, ныне раскрашенному, будут некогда черви ходить и ползать, и тело, которое ныне благовонными мастями пахнет, будет издавать тогда смрад нестерпимый, а потом обратится в прах. 7) Как все эти женские суетные наряды Богу ненавистны, может всякий сам прочитать и видеть в третьей главе книги св. пророка Исаии.