Встре­ча с пу­стын­ни­ком

Ар­хи­манд­рит Иеро­фей (Вла­хос)

Я про­дол­жал путь вверх, в гору моего пре­об­ра­же­ния, и вско­ре с боль­шим тру­дом до­стиг жилья, ко­то­рое стре­мил­ся по­се­тить. Нена­дол­го оста­но­вил­ся для от­ды­ха. Кел­лия пу­стын­ни­ка - раз­мыш­лял я - не толь­ко свя­щен­ное, но и небес­ное место. Жи­ву­щий и под­ви­за­ю­щий­ся там в без­мол­вии и мо­лит­ве - апо­стол Хри­стов. Так го­во­рит свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма в го­милии, об­ра­щен­ной к фес­са­ло­ник­ским хри­сти­а­нам по по­во­ду слу­чая с апо­сто­лом Фомой, ко­то­рый не спо­до­бил­ся ви­деть вос­став­ше­го из мерт­вых Хри­ста, по­сколь­ку не был в вос­крес­ный день в со­бра­нии уче­ни­ков. На­хо­дясь же по про­ше­ствии вось­ми дней с апо­сто­ла­ми, он узрел Гос­по­да. Свя­той Гри­го­рий разъ­яс­ня­ет, что под­ра­жа­ет апо­сто­лам Хри­сто­вым тот, кто, пре­бы­вая в со­сре­до­то­че­нии, стре­мит­ся "мо­лит­вой в без­мол­вии и с псал­мо­пе­ни­ем" к Хри­сту. Найдя та­ко­го по­движ­ни­ка, войди с верой в его кел­лию, ко­то­рая как бы небес­ное место, по­сколь­ку в ней освя­ща­ю­щая сила Все­свя­то­го Духа. Будь там, сколь­ко воз­мож­но, бе­се­дуя с ним о Боге, о бо­же­ствен­ном, в сми­ре­нии прося вра­зум­ле­ния и прося его по­мочь тебе своей мо­лит­вой. Тогда, как к Фоме, при­дет и к тебе неви­ди­мый Иисус Хри­стос. До­слов­но свя­той Гри­го­рий го­во­рит сле­ду­ю­щее: после Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии в вос­кре­се­нье "...усерд­но по­ста­рай­ся вы­яс­нить, кто под­ра­жа­ет апо­сто­лам, за­тво­рив­шись и дол­гое время пре­бы­вая в нерас­се­ян­ной мо­лит­ве, псал­мо­пе­нии и дру­гих со­от­вет­ству­ю­щих по­дви­гах. Приди к нему и войди с верой в его дом, как бы в некое небес­ное место, имея внут­ри освя­ща­ю­щую силу Духа; пред­стой жи­ву­ще­му там и оста­вай­ся подле него столь­ко, сколь­ко смо­жешь, со­ра­ду­ясь Богу и бо­же­ствен­но­му, во­про­шая, в сми­ре­нии по­уча­ясь и прося, чтобы он помог тебе своей мо­лит­вой. Тогда ока­жет ми­лость (я хо­ро­шо знаю это) тебе, как де­ла­ю­ще­му, Незри­мый Хри­стос и даст внут­рен­ний мир об­ра­ща­ю­щей­ся к Нему душе, укре­пит веру, по­мо­жет и со вре­ме­нем при­чис­лит к из­бран­ным в Цар­ствии Небес­ном..."

Со­глас­но на­став­ле­нию свя­то­го, я при­бли­зил­ся к по­доб­ной кел­лии, счи­тая ее небес­ным ме­стом. Во мне ро­ди­лось чув­ство, что ста­рец тот - апо­стол Хри­стов, ви­дев­ший вос­крес­ше­го Хри­ста и на­хо­дя­щий­ся ныне в Небес­ном Иеру­са­ли­ме. Он был обо­жен­ным, при­об­щил­ся Нетвар­ным и Бо­же­ствен­ным энер­ги­ям и, по сло­вам свя­то­го Гри­го­рия Па­ла­мы, имел все то, что имеет Бог, кроме Его сущ­но­сти. Как могу я смот­реть на него по-иному, если та­ко­вым на­зы­ва­ет его бо­го­ви­дец? У меня, по­доб­но Фоме, было же­ла­ние узреть Гос­по­да, по­это­му с глу­бо­ким сми­ре­ни­ем и со­кру­ше­ни­ем я при­нял ре­ше­ние рас­спро­сить его и жить так, как он мне ска­жет. Чи­та­тель пой­мет, что, бла­го­да­ря той бе­се­де о Боге и бо­же­ствен­ном, я ощу­тил в душе моей глу­бо­кий покой...

Я по­сту­чал в на­руж­ную дверь ка­ли­вы. Во­ца­ри­лось бес­ко­неч­ное мол­ча­ние, ко­то­рое слег­ка меня пу­га­ло. На­ко­нец, раз­да­лись мед­лен­ные шаги. Бес­шум­но от­кры­лась дверь, и пе­ре­до мной по­явил­ся один из по­слуш­ни­ков стар­ца. Я по­про­сил:

- Бла­го­сло­ви­те.

- Бог бла­го­сло­вит.

- Нель­зя ли мне ви­деть стар­ца? Не занят ли он? Сле­ду­ет быть очень осто­рож­ным, когда по­се­ща­ешь пу­стын­ни­ка. Может быть, ты ото­рвешь его от мо­лит­вы. Может быть, его вос­хи­ти­ла Бо­же­ствен­ная бла­го­дать на гору Фавор, а ты низ­ве­дешь его на шум­ную землю. А это ве­ли­кое зло, ко­то­рое ты при­чи­нишь ему. Не твои оскор­би­тель­ные слова рас­стро­ят его, но прось­ба сойти с горы. Од­на­ко од­но­вре­мен­но ты сде­ла­ешь ве­ли­кое добро для са­мо­го себя. Ибо тогда тебя на­пол­нит бо­же­ствен­ное бла­го­уха­ние. Ты как бы ослеп­нешь от света, ко­то­рый он стя­жал. "Из мо­лит­вы вы­хо­дят в огне" (свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма), по­доб­но тому, как сиял Мо­и­сей, когда сошел с Синая, и не в силах были смот­реть на него из­ра­иль­тяне; он был, как рас­ка­лен­ное же­ле­зо, когда вы­ни­ма­ют его из огня. Ты по­чув­ству­ешь "запах бес­смер­тия".

- Я спро­шу, - от­ве­тил по­слуш­ник. Он вер­нул­ся через несколь­ко минут.

- Ста­рец болен, но под­ни­мет­ся, чтобы ви­деть Вас. Если хо­ти­те, можем прой­ти внутрь.

Я немно­го по­си­дел вме­сте с этим мо­ло­дым мо­на­хом. Его пре­бы­ва­ние в дикой мест­но­сти, жизнь, юность, про­во­ди­мая в таком су­ро­вом рай­оне, меня тро­ну­ли. Хотя я его и не знал, во мне за­го­во­ри­ло чув­ство удив­ле­ния.

- Вас здесь много? - спро­сил я.

- Ста­рец и три его по­слуш­ни­ка.

- Я хотел бы вы­яс­нить неко­то­рые об­сто­я­тель­ства, ко­то­рые меня вол­ну­ют; по­это­му я и при­шел сюда, в это пу­стын­ное место.

- Очень хо­ро­шо сде­ла­ли. С та­ки­ми чув­ства­ми и надо при­хо­дить па­лом­ни­кам. Неко­то­рые же яв­ля­ют­ся про­сто из по­верх­ност­но­го лю­бо­пыт­ства. Чтобы по­гла­зеть на стар­ца и потом хва­лить­ся этим. Они чрез­вы­чай­но утом­ля­ют его. Он вос­при­ни­ма­ет их как по­се­ти­те­лей зоо­пар­ка, как ту­ри­стов. Хо­ро­шо, что Вы со­би­ра­е­тесь за­дать во­про­сы на ду­хов­ные темы и про­бле­мы, ко­то­рые Вас вол­ну­ют. Знай­те же, что здесь вы не услы­ши­те от­вле­чен­ных тео­рий. То, что го­во­рит­ся, яв­ля­ет­ся опы­том жизни. Его при­об­рел ста­рец, и от этого опыта он го­во­рит на поль­зу по­се­ти­те­лям...

Он не успел за­кон­чить, как пе­ре­до мной воз­ник ста­рец. По­доб­ный солн­цу, ко­то­рое вне­зап­но взо­шло! По­доб­ный весне, ко­то­рая ис­то­ча­ет ра­дость! По­доб­ный мол­нии в ночи! Его длин­ная белая бо­ро­да нис­па­да­ла с лица, как во­до­пад. Глаза - про­ник­но­вен­ные, лу­че­зар­ные, ясные. Редко я видел такие пре­об­ра­жен­ные глаза. Свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма го­во­рит, что на горе Фавор апо­сто­лы узре­ли Нетвар­ный Свет после того, как их глаза силой Свя­то­го Духа пре­об­ра­зи­лись и стали спо­соб­ны вос­при­нять его. До­слов­но он го­во­рит: "Ви­дишь ли, что для та­ко­го света сле­пы­ми яв­ля­ют­ся по при­ро­де ви­дя­щие глаза? Итак, тот Свет не чув­ствен­ный и видят его не чув­ствен­ным зре­ни­ем, но при­уго­то­ван­ные силой Духа Божия. Они из­ме­ни­лись и таким об­ра­зом ви­де­ли из­ме­не­ние, не толь­ко что воз­ник­шее, но про­ис­шед­шее от того, что наша за­квас­ка (т.е. че­ло­ве­че­ская при­ро­да) стала обо­жен­ной от со­еди­не­ния с Богом Сло­вом". И у стар­ца от мно­го­го зре­ния Фа­вор­ско­го Света глаза были пре­об­ра­жен­ные и ясно сви­де­тель­ству­ю­щие об этом бла­го­дат­ней­шем из­ме­не­нии.

- Бла­го­сло­ви­те, - ска­зал я и од­но­вре­мен­но скло­нил­ся, желая по­це­ло­вать его освя­щен­ную руку, "изъ­язв­лен­ную" от бес­чис­лен­ных ко­ле­но­пре­кло­не­нии. Од­на­ко он на­кло­нил­ся еще ниже и пер­вым по­це­ло­вал мою руку.

Я был в за­ме­ша­тель­стве.

- Что де­ла­е­те Вы, отче, со мной, недо­стой­ным рабом Бо­жи­им, про­стой овцой стада Хри­сто­ва?

- Ты - иерей и име­ешь бла­го­дать Божию. Разве я боль­ше, чем ты?

- Мы, жи­ву­щие в "без­за­кон­ном" мире, ис­пол­не­ны греха, в то время как вы в пу­стыне, ко­то­рую обла­го­дат­ству­ет при­сут­ствие Божие, стали хра­мом Бо­жи­им, пре­сто­лом все­зла­тым Царя, ог­нен­ным Хе­ру­ви­мом. Вы "за­пе­чат­ле­ли Пи­са­ние трое­крат­но на скри­жа­лях серд­ца, так что име­е­те ум Хри­стов", явив­шись "живой оби­те­лью Хри­сто­вой в духе" (свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов). Что же Вы так со мной по­сту­па­е­те?

Я ска­зал жа­лоб­но, как бы по­тер­пев по­ра­же­ние. И дей­стви­тель­но, я был по­беж­ден свя­то­стью и сми­ре­ни­ем.

Сми­ре­ние дру­го­го все­гда убеж­да­ет лучше слов. Лю­бовь по­ра­жа­ет более об­ли­че­ния.

- Вы, на­вер­ное, не зна­е­те ха­рак­те­ра пу­сты­ни, - опу­стив го­ло­ву, от­ве­тил ста­рец. - Одна из осо­бен­но­стей без­мол­вия - ощу­ще­ние гре­хов­но­сти. Еже­днев­но на­блю­дая за собой, за­ме­ча­ешь такие гре­хов­ные со­сто­я­ния, такие дви­же­ния ко злу, что по­и­стине счи­та­ешь себя худ­шим греш­ни­ком. По­верь, отец мой, что любой, вхо­дя­щий в мою кел­лию, лучше меня. Он - Ангел Божий.

...Я ни­че­го не от­ве­тил. Ста­рец взял меня за руку и повел в цер­ковь. Я чув­ство­вал себя в тот мо­мент ли­шен­ным зре­ния рядом с осле­пи­тель­ным све­том солн­ца, немощ­ным - подле ги­ган­та, малым ди­тя­тей - перед муд­рым стар­цем. Это дей­ствие было вступ­ле­ни­ем к дру­го­му ру­ко­вод­ству, ко­то­рое он ока­зал для меня немно­го спу­стя. О! Возле него об­ре­та­ешь уве­рен­ность. Невы­ра­зи­мую ра­дость! Его теп­лую руку я ощу­щаю и по­ныне!

Мы про­шли через две неболь­шие двери, для чего нам при­ш­лось со­гнуть­ся. Все ука­зы­ва­ло на сми­ре­ние. В кел­лию пу­стын­ни­ка все­гда сле­ду­ет вхо­дить сог­бен­ным. Надо за­быть, чем ты был и что ты есть. Туда нет пути вы­со­ко­мер­ным и эго­и­стам. Мы по­па­ли в ма­лень­кую цер­ковь. Он оста­вил меня, чтобы я при­ло­жил­ся к ико­нам в храме и к свя­то­му пре­сто­лу в ал­та­ре, в то время как сам стал за­жи­гать лам­па­ды и од­но­вре­мен­но петь тро­парь хра­мо­во­му свя­то­му. В каком бы мо­на­сты­ре или кел­лии ты ни ока­зал­ся, пер­вое, что тебе ска­жут сде­лать - по­кло­нить­ся ико­нам храма, и пер­вым бла­го­де­я­ни­ем, ко­то­рое тебе ока­жут, будет предо­став­ле­ние воз­мож­но­сти при­ло­жить­ся к мощам. Они - самое важ­ное в бед­ной ка­ли­ве. Они - то, что де­ла­ет ее бо­га­той. Свя­тые мощи, ко­то­рые хра­нят с таким бла­го­го­ве­ни­ем, ука­зы­ва­ют на бла­го­дат­ное при­сут­ствие по­чив­ших свя­тых в мире. После ис­хо­да души свя­то­го из тела и до­сти­же­ния ею со­вер­шен­ства оно также спо­доб­ля­ет­ся Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти; вот по­че­му свя­тые мощи чу­до­дей­ству­ют и ис­то­ча­ют бла­го­уха­ние (пре­по­доб­ный Си­ме­он Новый Бо­го­слов). В этой церк­ви ста­рец и его по­слуш­ни­ки чув­ству­ют ми­лость Гос­под­ню и участ­ву­ют в Тай­ной ве­че­ре.

...Ста­рец про­вел меня в со­сед­нее по­ме­ще­ние, ска­зав, что это его при­ем­ная. Несколь­ко та­бу­ре­тов, у одной из стен - несколь­ко свя­то­оте­че­ских книг: "Доб­ро­то­лю­бие", "Отеч­ник", со­чи­не­ния пре­по­доб­ных Иса­а­ка Си­ри­на, Еф­ре­ма Си­ри­на, Гри­го­рия Па­ла­мы и др. Мы сели на та­бу­ре­ты. Он ска­зал, чтобы я сел возле него, а сам по­гру­зил­ся в мол­ча­ние. По-ви­ди­мо­му, он мо­лил­ся о том, чтобы Гос­подь про­све­тил меня, чтобы я уви­дел себя и чтобы Бог про­све­тил и его ска­зать то, что необ­хо­ди­мо.