Война диа­во­ла и про­ти­во­бор­ство ему

Ар­хи­манд­рит Иеро­фей (Вла­хос)

- Толь­ко что Вы от­кры­ли мне, что диа­вол оже­сто­чен­но бо­рет­ся с нами. Для чего он воюет про­тив нас, ка­ки­ми спо­со­ба­ми и при­е­ма­ми? Очень хочу услы­шать Ваше мне­ние, чтобы на­учить­ся пра­виль­но под­хо­дить к вы­ска­зы­ва­ни­ям людей, го­во­ря­щих на тему "мо­лит­ва". Ибо мно­гие раз­ное утвер­жда­ют, и я не знаю, не от лу­ка­во­го ли такие вы­ска­зы­ва­ния. С ве­ли­кой жаж­дой вы­слу­шаю Ваше мне­ние.

Не го­во­ря ни слова, свя­той и муд­рый пу­стын­ник вновь взял в руки "Отеч­ник", нето­роп­ли­во от­крыл его и начал чи­тать: "Спро­си­ли авву Ага­фо­на бра­тия: "Какая доб­ро­де­тель, отче, в мо­на­ше­ских по­дви­гах тре­бу­ет наи­боль­ше­го труда?" Он от­ве­тил им: "Про­сти­те меня, но думаю, что нет боль­ше­го труда, как мо­лить­ся Богу. Ибо все­гда, когда че­ло­век со­би­ра­ет­ся по­мо­лить­ся, враги уси­лен­но ста­ра­ют­ся от­вра­тить его от этого, зная, что ве­ли­ким пре­пят­стви­ем для них яв­ля­ет­ся мо­лит­ва к Богу. Ибо, какой бы образ жизни ни вел че­ло­век, он в тер­пе­нии при­об­ре­та­ет упо­ко­е­ние. Мо­лит­ва же до по­след­не­го ды­ха­ния тре­бу­ет борь­бы".

Он за­крыл "Отеч­ник" и про­дол­жал.

- Свя­тые отцы учат, что че­ло­век все­гда если и не на­хо­дит­ся под вла­стью бесов, то, тем не менее, непре­мен­но ис­пы­ты­ва­ет их вли­я­ние и во­ин­ствен­ную ярость. Бесы по­сто­ян­но кру­тят­ся подле души, ста­ра­ясь любым спо­со­бом вверг­нуть ве­ру­ю­ще­го в грех - чув­ства­ми ли (когда пред­мет на­хо­дит­ся близ­ко), меч­та­ни­я­ми ли (когда лицо или пред­мет уда­ле­ны) или же вос­ста­ни­ем плоти. Ибо весь че­ло­век, со­сто­я­щий из души и тела, под­ле­жит воз­дей­ствию и пле­не­нию са­та­ны. Эта во­ин­ствен­ная так­ти­ка лу­ка­во­го осо­бен­но про­яв­ля­ет­ся в часы мо­лит­вы. Все, под­ви­за­ю­щи­е­ся в умном де­ла­нии, каж­дое мгно­ве­ние видят, как лу­ка­вый ярост­но воюет про­тив них. Они ясно видят, как диа­вол ис­поль­зу­ет любые сред­ства, лишь бы от­вра­тить их от па­мя­ти о Боге. Они видят все улов­ки лу­ка­во­го беса, нена­ви­дя­ще­го людей и добро. Как го­во­рит Марк По­движ­ник: "Когда диа­вол за­ме­тит, что ум мо­лит­ся из серд­ца, тогда на­па­да­ет ве­ли­ки­ми и изощ­рен­ны­ми ис­ку­ше­ни­я­ми". Он чрез­вы­чай­но нена­ви­дит людей; нена­висть же его осо­бен­но уве­ли­чи­ва­ет­ся, когда он на­блю­да­ет, как бла­го­да­ря мо­лит­ве они упо­доб­ля­ют­ся Ан­ге­лам и за­ни­ма­ют его место, ко­то­рое он имел до па­де­ния. Эту нена­висть по при­чине бо­го­по­до­бия че­ло­ве­ка опи­сы­ва­ет свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский: "Если люди упо­доб­ля­ют­ся Богу, от нена­ви­сти и за­ви­сти бесы сох­нут, по­сколь­ку сами от­па­ли от бли­зо­сти к добру". Итак, каж­дый по­движ­ник может мно­гое по­ве­дать о войне с диа­во­лом. Видя его дей­ствия, по­движ­ни­ки жа­ле­ют его.

- Жа­ле­ют? - пе­ре­спро­сил я. - Про­сти­те, но я не по­ни­маю, как и по­че­му.

- По при­чине его ужас­но­го по­ло­же­ния и па­де­ния. Он был со­здан, чтобы слу­жить Богу и сла­во­сло­вить Его; ныне же впал в про­тив­ле­ние бо­же­ствен­но­му делу, воюя про­тив че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го так воз­лю­бил Бог. Те­перь лишит - дух по­сто­ян­но­го раз­ру­ше­ния лю­бо­го бла­го­го еди­не­ния. Он на­чаль­ник рас­ко­ла. Бог же­ла­ет един­ства, он - раз­де­ле­ния. Бог же­ла­ет спа­се­ния, он - ги­бе­ли. Он вся­че­ски по­дви­га­ет че­ло­ве­ка к вос­ста­нию про­тив Бога и про­тив Церк­ви...

- Как же на­хо­дят по­движ­ни­ки силы все это лю­бить?

- По бо­га­то­му дару бла­го­да­ти, ко­то­рым об­ла­да­ют. Она столь обиль­на в них, что они непре­рыв­но же­ла­ют всех лю­бить. От­бро­сив стра­сти, их серд­це стало необъ­ят­ным; оно го­ря­чо же­ла­ет вме­стить в себя всех. Очи­стив­шись, по­движ­ни­ки любят Свя­тую Тро­и­цу, Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, свя­тых, греш­ни­ков, при­ро­ду, жи­вот­ных... И по­сколь­ку "есть еще место", они любят и диа­во­ла... Они вос­при­ни­ма­ют его как мерт­во­го духа, уда­лив­ше­го­ся от Жи­во­тво­ря­щей Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти и со­об­ща­ю­ще­го смерть всем тем, кто при­бли­жа­ет­ся к нему, или же стре­мя­ще­го­ся пе­ре­дать ее всем же­ла­ю­щим спа­се­ния. Увы! - по­мыш­ля­ют ис­пол­нен­ные бо­же­ствен­ной любви по­движ­ни­ки. - Ад уго­то­ван диа­во­лу и аг­ге­лам его. Как же не жа­леть их?

- Мы, - ска­зал я, - омра­чен­ные плот­ски­ми стра­стя­ми, ослеп­лен­ные мир­ским ра­з­умом, по­ра­бо­щен­ные лу­ка­вым, "не ве­да­ем за­мыс­лов его". Не при­об­ре­та­ем бо­гат­ство бла­го­да­ти Хри­сто­вой, чтобы в этом свете ви­деть все ко­вар­ные и зло­дей­ские дви­же­ния са­та­ны. Вы же, на­блю­да­ю­щие на­па­де­ния и уси­лия его, мо­же­те по­ве­дать нам, какие обыч­но спо­со­бы ис­поль­зу­ет он, чтобы от­вра­тить че­ло­ве­ка от по­дви­га мо­лит­вы, ко­то­рая ре­аль­но при­во­дит че­ло­ве­ка к еди­не­нию с Богом.

- Отец мой, то, что я скажу, будет труд­но по­нять. Это может по­ка­зать­ся Вам стран­ным и пре­уве­ли­чен­ным. Мо­на­хи, жи­ву­щие в миру, не по­ни­ма­ют борь­бу мо­на­хов Свя­той Горы и ярост­ную, ата­ку­ю­щую де­я­тель­ность лу­ка­во­го. Но ее мы видим на каж­дом шагу. Кое-что я рас­ска­жу, чтобы по­мочь Вам и до­ста­вить поль­зу.

Я за­стыл на месте - не дви­га­ясь, весь пре­вра­тив­шись во вни­ма­ние, желая услы­шать муд­рые на­став­ле­ния стар­ца и по­нять мно­го­об­раз­ные ухищ­ре­ния лу­ка­во­го. Он начал го­во­рить о при­е­мах диа­во­ла про­тив тех, кто по­лю­бил Иису­со­ву мо­лит­ву; он не стре­мил­ся со­здать впе­чат­ле­ние, что ска­зан­ное им было его лич­ным по­дви­гом.

- Толь­ко мы при­го­то­вим­ся мо­лить­ся, тот­час и са­та­на готов к обо­роне и на­па­де­нию. Это дол­жен знать де­ла­тель мо­лит­вы, чтобы не сму­щать­ся, когда ис­пы­ты­ва­ет пер­вые вне­зап­ные на­па­де­ния и затем ярост­ные атаки диа­во­ла, ко­то­рый бро­са­ет про­тив по­движ­ни­ка все бо­е­вое сна­ря­же­ние, име­ю­ще­е­ся у него в рас­по­ря­же­нии. (В то время как пу­стын­ник го­во­рил это, у меня за­ро­ди­лась мысль, что на­хо­жусь около опыт­но­го в ду­хов­ной брани стра­те­га, име­ю­ще­го много на­град и слав­ных побед и увен­чан­но­го мно­ги­ми вен­ца­ми.) По­на­ча­лу он от­вра­ща­ет его от мо­лит­вы, скло­ня­ет за­нять­ся дру­гим, об­ще­ствен­ным, тру­дом. Затем на­по­ми­на­ет о со­бы­ти­ях, раз­лич­ных лицах, со­сто­я­ни­ях...

- Мне очень хо­те­лось бы услы­шать о неко­то­рых кон­крет­ных при­е­мах, с ко­то­ры­ми мы, жи­ву­щие в миру, не зна­ко­мы. От­крою Вам нечто. После Ваших слов я по­чув­ство­вал, как можно нена­ви­деть диа­во­ла или, ско­рее, его дело и од­но­вре­мен­но жа­леть его.

- Это, отец мой, мы пе­ре­жи­ва­ем еже­днев­но. Мы чув­ству­ем нена­висть к тому, что он де­ла­ет, но од­но­вре­мен­но и лю­бовь к нему са­мо­му, ко­то­рая вы­ра­жа­ет­ся в жа­ло­сти к обо­льсти­те­лю. Чтобы от­ве­тить на во­прос, скажу сле­ду­ю­щее: цель Иису­со­вой мо­лит­вы - стя­жать Хри­ста, Цар­ство Иису­со­во в серд­це, чтобы от­кры­лось Цар­ство Божие в нас, за­жглась искра бла­го­да­ти, ко­то­рая ныне со­кры­та под пеп­лом греха. И тогда ис­пол­нит­ся про­ше­ние мо­лит­вы: "Да при­и­дет Цар­ствие Твое". Од­на­ко сей­час, как уже го­во­ри­лось ранее, серд­це по­мра­че­но мглой греха, и бесы ору­ду­ют в нем. Лу­ка­вый уста­но­вил гос­под­ство над серд­цем (но не над его цен­тром, ибо толь­ко дей­ствие Свя­то­го Духа, бу­дучи нетвар­ным, со­еди­ня­ет­ся с душой и все кон­тро­ли­ру­ет). Вре­ме­на­ми (по­верь мне, отец мой) я вижу свое серд­це по­доб­ным зоо­ло­ги­че­ско­му саду. Все стра­сти, на­по­ми­на­ю­щие мне жи­вот­ных, на­хо­дят­ся там и за­вы­ва­ют. Хо­ро­шо опи­сы­ва­ет это свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма: "О! Че­ло­век стал че­ло­ве­ко­убий­цей, не толь­ко упо­до­бив­шись ско­там несмыс­лен­ным, но и пре­смы­ка­ю­щим­ся и ядо­ви­тым жи­вот­ным - скор­пи­о­ну, змее, по­рож­де­ни­ям ехид­ни­ным, - тот, кому на­зна­че­но быть сыном Бо­ожи­им". В мо­лит­ве же мы стре­мим­ся, чтобы после усво­е­ния умом слад­чай­ше­го имени Иису­со­ва сошел в серд­це Хри­стос во всей Своей славе и си­я­нии и из­гнал лу­ка­во­го, омра­ча­ю­ще­го раз­лич­ны­ми стра­стя­ми душу уже после того, как она по­лу­чи­ла для своей за­щи­ты бла­го­дать. Итак, при­ше­стви­ем Хри­сто­вым душа про­све­ща­ет­ся, по­лу­ча­ет "бла­го­дать на бла­го­дать". Чем более при­бли­жа­ет­ся Гос­подь, тем более уда­ля­ет­ся лу­ка­вый - с кри­ком и во­плем по­ра­же­ния, ко­то­рое по­тер­пел; от­го­лос­ком этих воплей яв­ля­ют­ся ис­ку­ше­ния, на­во­ди­мые им.

- Как толь­ко Вы ска­за­ли это, отче, я вспом­нил бес­но­ва­тых, ко­то­рые, едва уви­дев Хри­ста, на­ча­ли кри­чать: "Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? При­шел Ты сюда пре­жде вре­ме­ни му­чить нас?" (Мф. 8:29). Или дру­гой слу­чай - с юно­шей, одер­жи­мым злым духом. Гос­подь ска­зал: "Дух немый и глу­хий! Я по­ве­ле­ваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него". И бес, "за­кри­чав и силь­но со­тряс­ши его, вышел" (Мк. 9:25-26). Думаю, что какую-то связь со ска­зан­ным Вами они имеют. Но, может, я оши­ба­юсь?

- Нет, Вы правы. Есть и дру­гие при­ме­ры, под­твер­жда­ю­щие ска­зан­ное. Когда Гос­подь сошел в ад, он осво­бо­дил пра­вед­ни­ков, ве­ро­вав­ших в Него. В цер­ков­ной служ­бе об­раз­но го­во­рит­ся о скор­би ада: "Ныне ад, сте­ная, вопит: "Благо мне было бы, если бы я не приял Рож­ден­но­го от Марии; ибо, сошед в меня, Он раз­ру­шил мою силу и врата мед­ные со­кру­шил, того, над чем цар­ство­вал, ли­шил­ся и тех, кто, нис­хо­дя туда, по­па­дал в мою власть - всех из­верг­нул; опу­сто­шил гробы Рас­пя­тый на кре­сте". И еще - разве не ска­зал Сам Хри­стос: "Как может кто войти в дом силь­но­го и рас­хи­тить вещи его, если пре­жде не свя­жет силь­но­го? И тогда рас­хи­тит дом его" (Мф. 12:29). То есть при­ход Хри­ста в серд­це, в ко­то­ром ору­ду­ет лу­ка­вый, свя­зан с бег­ством и свя­зы­ва­ни­ем его; вполне есте­ствен­но, что он за­вы­ва­ет, ревет и вопит чрез­мер­но. Гос­подь при­шел "раз­ру­шить дела диа­во­ла". В пред­на­чи­на­тель­ном псал­ме есть сле­ду­ю­щая фраза: "Воз­сия солн­це, и со­бра­ша­ся (дикие звери), и в ложах своих лягут". Отцы-по­движ­ни­ки учат, что по­доб­но тому, как при вос­хо­де солн­ца дикие звери укры­ва­ют­ся в рас­ще­ли­нах и ска­лах - своих норах, так и при по­яв­ле­нии в наших серд­цах солн­ца бла­го­да­ти бегут и скры­ва­ют­ся бесы.

- После того, как лу­ка­вый свя­зан, есте­стве­нен покой?

- Про­ис­хо­дит про­ти­во­по­лож­ное. Диа­вол осо­бен­но нена­ви­дит и стре­мит­ся лю­бы­ми сред­ства­ми (боль­шей ча­стью внеш­ни­ми) одер­жать по­бе­ду над ве­ру­ю­щим и войти в серд­це, в ко­то­ром сияет и ко­то­рое за­щи­ща­ет бла­го­дать Божия. "Идет и берет с собой семь дру­гих духов, злей­ших себя" (Мф. 12:45; Лк. 11:16), для брани. Как раз в этом за­клю­ча­ет­ся смысл ис­ку­ше­ний. Меч­та­ние - лег­чай­шая брань са­та­ны. Меч­та­ние, свя­зан­ное с про­шлым, и меч­та­ние, свя­зан­ное с бу­ду­щим. Меч­та­ние о доб­рых делах и меч­та­ние о делах злых. При­хо­дят раз­лич­ные по­мыс­лы и за­ни­ма­ют ум с целью вос­пре­пят­ство­вать при­зы­ва­нию имени Иису­со­ва. Диа­вол ста­ра­ет­ся, чтобы че­ло­век не про­яв­лял ин­те­рес к Богу, чтобы не об­на­ру­жи­вал свою лю­бовь. Глав­ным об­ра­зом, он при­во­дит ему на па­мять раз­лич­ные па­де­ния, ко­то­рые тот со­вер­шил в своей недав­ней, пред­ше­ству­ю­щей жизни. Свя­тые отцы го­во­рят, что обыч­но война тем силь­нее, чем силь­нее были пред­ше­ству­ю­щие стра­сти. Необ­хо­ди­мо за каж­дое удо­воль­ствие воз­дать ана­ло­гич­ным стра­да­ни­ем. В по­движ­ни­че­ской жизни отцов на­блю­да­ет­ся тес­ная связь между удо­воль­стви­ем и скор­бью. Удо­воль­ствие вы­зва­ло па­де­ние и стра­да­ние, и, сле­до­ва­тель­но, стра­да­ние (скорбь) воз­вра­ща­ет че­ло­ве­ка в пер­во­на­чаль­ное со­сто­я­ние и ис­це­ля­ет его. Итак, по­движ­ни­ку пред­сто­ит много по­стра­дать, воз­дать за каж­дый по­мы­сел и злое удо­воль­ствие ана­ло­гич­ной скор­бью, пока не на­сту­пит рав­но­ве­сие. Со­бы­тия, имев­шие место много лет назад, и пе­ре­жи­тые в них удо­воль­ствия, ко­то­рые с те­че­ни­ем вре­ме­ни были за­бы­ты, ныне ожи­ва­ют во всей своей силе и на­пря­же­нии. Бла­го­да­ря этому можно вверг­нуть че­ло­ве­ка в от­ча­я­ние и без­на­деж­ность. По­ми­мо того, по­движ­ни­ку при­хо­дят по­мыс­лы хулы, - про­дол­жал ис­ку­шен­ный ста­рец. - Неве­рие в ве­ли­ких во­про­сах веры, неве­рие в Бо­же­ствен­ность Хри­ста, непри­зна­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и свя­тых и тому по­доб­ное. Часто они воз­ни­ка­ют и про­из­но­сят­ся уста­ми в часы мо­лит­вы, без по­ни­ма­ния и же­ла­ния этого со сто­ро­ны по­движ­ни­ка.

Иной раз при­хо­дит бес бес­печ­но­сти. Или же на­стой­чи­вая мысль оста­вить это место и уда­лить­ся от сво­е­го стар­ца, по­сколь­ку якобы некто дру­гой яв­ля­ет­ся луч­шим, неже­ли он. Ино­гда за­рож­да­ет­ся страш­ная нена­висть к нему. Бы­ва­ют слу­чаи, когда по­слуш­ник при­хо­дит к стар­цу и го­во­рит ему со сле­за­ми и воз­ды­ха­ни­ем: "Не могу хо­ро­шо объ­яс­нить, но скажу, как чув­ствую: ис­пы­ты­ваю к тебе нена­висть. Не желаю тебя ви­деть. При твоем по­яв­ле­нии во мне воз­ни­ка­ет ужас­ное про­тив­ле­ние!" Часто, чтобы оста­но­вить мо­лит­ву, при­хо­дит сон. Су­ще­ству­ет мно­же­ство дру­гих ис­ку­ше­ний, но я хочу оста­но­вить­ся толь­ко на этих.

- Увы, какие муки пе­ре­но­сит по­движ­ник! Каким же об­ра­зом он вы­дер­жи­ва­ет столь лютую, агрес­сив­ную ярость? - спро­сил я. - От­веть мне, отче, не молчи.

В глу­бо­кое мол­ча­ние по­гру­зил­ся по­движ­ник. Кто знает, какой огонь он пре­тер­пел? Кто знает, какие ис­ку­ше­ния...

- Отче, про­дол­жай! По­ве­дай мне спо­со­бы про­ти­во­дей­ствия.

- Здесь тре­бу­ют­ся на­стой­чи­вость, тер­пе­ние и му­же­ство. Глав­ным об­ра­зом - Му­же­ство. Нель­зя ко­ле­бать­ся. Меч­та­ни­ям нужно про­ти­во­по­став­лять непре­рыв­ное при­зы­ва­ние имени Иису­со­ва и со­сре­до­то­чи­вать­ся на сло­вах мо­лит­вы. Му­же­ствен­но сто­ять в тес­но­те мо­лит­вы. Не раз­мыш­лять в часы мо­лит­вы ни о бла­гих, ни о злых делах. При скор­би иметь уве­рен­ность, что, как мы го­во­ри­ли ранее, на­чи­на­ет­ся ис­це­ле­ние. "Жен­щи­на, когда рож­да­ет, тер­пит скорбь, по­то­му что при­шел час ее; но, когда родит мла­ден­ца, уже не пом­нит скор­би от ра­до­сти, по­то­му что ро­дил­ся че­ло­век в мир" (Ин. 16:21). Так и здесь: вме­сте со скор­бью об­ра­зу­ет­ся новый че­ло­век, со­зи­да­ет­ся дру­гая жизнь - жизнь во Хри­сте. По­мыс­ла­ми хулы, как го­во­рят бо­го­нос­ные отцы, нужно пре­не­бре­гать. Толь­ко таким об­ра­зом они ис­че­за­ют. Они не наши, но от лу­ка­во­го. В этом слу­чае нас укреп­ля­ют слова Гос­по­да: "Не мо­же­те слу­жить Богу и мам­моне", т. е. ум не может за­ни­мать­ся двумя пред­ме­та­ми од­но­вре­мен­но. Не может, с одной сто­ро­ны, услаж­дать­ся слад­чай­шим нек­та­ром мо­лит­вы и од­но­вре­мен­но в часы, когда мо­лит­ся, ко­ле­бать ее силу чем-либо иным. По­след­нее пред­став­ля­ет собой на­па­де­ние лу­ка­во­го. Нужно пре­не­бре­же­ние или же, в слу­чае, если хуль­ный по­мы­сел ярост­но ата­ку­ет, ис­по­ве­да­ние ду­хов­ни­ку. Тогда он тот­час ис­чез­нет. То же и от­но­си­тель­но дол­го­вре­мен­ных по­мыс­лов. По­мы­сел, ко­то­рый по­сто­ян­но при­сут­ству­ет, осо­бен­но в мо­лит­ве, нуж­да­ет­ся в ис­по­ве­ди. И диа­вол, ко­то­рый скры­ва­ет­ся за ним, тот­час ис­чез­нет, по­доб­но змее, когда мы под­ни­ма­ем ка­мень. При сон­ли­во­сти тре­бу­ет­ся осо­бая борь­ба. Здесь, на Свя­той Горе, мно­гие отцы ста­вят под ноги ска­ме­еч­ку, и, когда их одо­ле­ва­ет сон, па­да­ют на нее и таким об­ра­зом спят. Они по­и­стине сра­жа­ют­ся с диа­во­лом. Я знал од­но­го мо­на­ха, у ко­то­ро­го в кел­лии был сосуд, пол­ный воды; когда мо­на­ха кло­ни­ло ко сну, он на­чи­нал пе­ре­но­сить сосуд с одной части кел­лии в дру­гую и, таким об­ра­зом, бо­рол­ся с диа­воль­ским духом сон­ли­во­сти. По­ми­мо того, нужно ви­деть в стар­це образ Хри­ста. Он - Мо­и­сей. Бла­го­да­ря его силе и мо­лит­вам ты вый­дешь из раб­ства еги­пет­ско­го и из­ба­вишь­ся от ти­ра­нии фа­ра­о­на (стра­стей). По­движ­ник дол­жен бо­роть­ся с тем, чтобы не за­ме­чать немо­щей стар­ца, ко­то­рые раз­ду­ва­ет диа­вол, но ви­деть его лю­бовь к Богу и доб­ро­де­те­ли, свой­ствен­ные ему. Если же слу­чит­ся ему кон­ста­ти­ро­вать, что ста­рец имеет много со­гре­ше­ний и стра­стей, тогда надо из­бе­гать осуж­де­ния, но счи­тать их как свои грехи и про­лить обиль­ные слезы о них. Весь­ма вы­ра­зи­тель­но опи­сы­ва­ет это со­сто­я­ние свя­той Си­ме­он Новый Бо­го­слов: "Когда, бу­дучи в об­ще­жи­тель­ном мо­на­сты­ре, ты не за­хо­чешь на­хо­дить­ся подле по­стри­гав­ше­го тебя отца тво­е­го, по­сколь­ку ви­дишь его пья­ным или тво­ря­щим блуд, и со­чтешь ты вред­ным для себя про­во­дить жизнь в мо­на­сты­ре, если он бьет тебя, бес­че­стит и под­вер­га­ешь­ся ты мно­гим дру­гим скор­бям, не вни­май этой брани про­тив него и не пре­да­вай­ся осуж­де­нию. Терпи до конца и не рас­смат­ри­вай та­ко­вое зло. Когда же уви­дишь его под­ви­за­ю­щим­ся в доб­ро­де­те­ли, со­хра­ни это в серд­це своем и за­пом­ни его столь по­нуж­да­ю­щим себя. Если же уви­дишь его тво­ря­щим или го­во­ря­щим непо­доб­ное, при­пи­ши это себе, и по­мыш­ляй о своих та­ко­вых со­гре­ше­ни­ях, и кайся со сле­за­ми, счи­тая отца свя­тым и при­зы­вая имя его в мо­лит­ве". Это де­ла­ет­ся для того, чтобы из­бе­жать осуж­де­ния стар­ца; ибо в таком слу­чае те­ря­ют­ся по­слу­ша­ние и сми­ре­ние (ко­то­рое яв­ля­ет­ся ос­но­вой и ко­неч­ной целью по­слу­ша­ния) и, стало быть, утра­чи­ва­ет­ся само спа­се­ние. В по­мыс­лах бес­печ­но­сти и бег­ства от стар­ца тре­бу­ют­ся твер­дое про­ти­во­сто­я­ние и огром­ное тер­пе­ние; по­след­нее необ­хо­ди­мо и при лич­ных на­па­де­ни­ях.

- Лич­ные на­па­де­ния? - пе­ре­спро­сил я. - Что это? Что под­ра­зу­ме­ва­ет­ся под ними?

- Здесь поз­воль­те мне не про­дол­жать. Ибо Вы, на­вер­ное, не пой­ме­те меня. Это может по­ка­зать­ся стран­ным, ибо мы не знаем ас­ке­ти­че­ской жизни.

- Отче, стрем­люсь на­учить­ся. Очень прошу Вас, име­нем Гос­по­да Иису­са Хри­ста, на­учи­те меня. Сей­час, когда я обрел воз­мож­ность на­учить­ся, я не хочу ее те­рять. Ска­жи­те мне.

Я по­ни­мал его ве­ли­кое за­труд­не­ние. Что он мог ска­зать нам, име­ю­щим "ко­жа­ные ризы" пад­ше­го ра­зу­ма?

- Не стану го­во­рить Вам мно­го­го, но лишь неко­то­рое. За кел­ли­ей раз­да­ют­ся го­ло­са, смех, силь­ный шум, слов­но со­брал­ся весь мир. Все это для того, чтобы от­влечь вни­ма­ние от мо­лит­вы. Часто сам диа­вол при­бли­жа­ет­ся к по­движ­ни­ку. В таких слу­ча­ях чув­ству­ет­ся жут­кий страх. Душу и тело охва­ты­ва­ет ве­ли­кая скорбь, не срав­ни­мая со стра­хом при­сут­ствия раз­бой­ни­ков. Ибо весь ад при­бли­жа­ет­ся к мо­на­ху. Чтобы устра­шить его, диа­вол при­ни­ма­ет вид раз­ных жи­вот­ных. В Житии свя­то­го Саввы по­вест­ву­ет­ся, как са­та­на пре­вра­ща­ет­ся в змею, скор­пи­о­на, льва и тому по­доб­ное. "Когда он при­лег на песке, в пол­ночь, са­та­на, ста­ра­ясь устра­шить его, стал пре­об­ра­зо­вы­вать­ся в змей и скор­пи­о­нов... В дру­гой раз явил­ся ему в об­ра­зе на­па­да­ю­ще­го и зло­ве­ще угро­жа­ю­ще­го льва". Иной раз бесы пред­став­ля­ют­ся дер­жа­щи­ми в руках огонь, ко­то­рым они вот-вот по­до­жгут де­ла­те­ля мо­лит­вы, о чем го­во­рит и свя­той Си­ме­он: "Стоя вда­ле­ке, они ста­ра­лись устра­шить меня, пугая за­жжен­ным огнем, ко­то­рый дер­жа­ли в руках; силь­но кри­ча­ли и гре­ме­ли..."

Часто, когда по­движ­ник сидит на ска­ме­еч­ке и по­вто­ря­ет Иису­со­ву мо­лит­ву, он чув­ству­ет две руки, го­то­вые за­ду­шить его. Они креп­ко сжи­ма­ют его шею и не поз­во­ля­ют про­дол­жать мо­лит­ву. Начав мо­лит­ву, после слова "Гос­по­ди" монах не может про­дол­жить: ему труд­но при­сту­пить к спа­си­тель­но­му слову "ИИСУ­СЕ". За­пи­на­ясь, он по­вто­ря­ет: "И, И, И, ИИ, ИИ, ИИС..." И лишь толь­ко с ве­ли­ким уси­ли­ем про­го­ва­ри­ва­ет­ся все слово, как диа­вол ста­но­вит­ся неви­ди­мым. Ко мне при­хо­ди­ли мо­на­хи из дру­гих мо­на­сты­рей и рас­ска­зы­ва­ли о груп­по­вых на­па­де­ни­ях, имев­ших цель за­пу­гать и устра­шить. Осо­бен­но в то время, когда мо­на­хи го­то­ви­лись к все­нощ­но­му бде­нию.

- Что зна­чит "груп­по­вые на­па­де­ния"?

- В эти часы диа­вол на­па­да­ет на 2, 5, 10 мо­на­хов и готов их за­ду­шить или сде­лать что-либо иное. Иной монах бы­ва­ет столь силь­но устра­шен, что вы­бе­га­ет из кел­лии и, на­пу­ган­ный и охва­чен­ный тре­пе­том, на­хо­дит­ся подле кел­лии стар­ца, пока тот не проснет­ся. Ми­ряне не могут по­нять цен­но­сти бде­ния. Оно сжи­га­ет и уни­что­жа­ет лу­ка­во­го, ко­то­рый де­ла­ет все воз­мож­ное и невоз­мож­ное, чтобы по­ме­шать ему, по­сколь­ку знает, что будет из­гнан це­ло­нощ­ны­ми мо­лит­ва­ми. И он вну­ша­ет идеи жур­на­ли­стам и про­чим с целью вос­пре­пят­ство­вать осу­ществ­ле­нию все­нощ­ных бде­ний. Вот по­че­му прошу Вас не остав­лять этого дела - все­нощ­ных бде­ний в той епар­хии, где Вы слу­жи­те, по­сколь­ку таким об­ра­зом по­беж­да­ет­ся диа­вол.

- Мы, отче, очень греш­ны и не чув­ству­ем те­лес­ных на­па­де­ний лу­ка­во­го. Это от­то­го, что мы в его вла­сти, чего ему на­па­дать на нас? Столь мы греш­ны.

- Можно мне сде­лать неболь­шую по­прав­ку?

- Ко­неч­но, - от­ве­тил я. - Не толь­ко можно, но и нужно.

- Не го­во­ри­те, что на вас не на­па­да­ет диа­вол, по­сколь­ку вы греш­ны. Это вво­дя­щая в за­блуж­де­ние мысль. Ее может ис­поль­зо­вать са­та­на про­тив вас.

- Каким об­ра­зом?

- Лу­ка­вый слы­шит, как вы го­во­ри­те, что по при­чине греха недо­стой­ны стать объ­ек­том его лич­но­го на­па­де­ния. И, когда слу­чит­ся вам сде­лать что-либо доб­рое (на­при­мер, ис­пол­нить какую-то доб­ро­де­тель), он может явить­ся, чтобы со­здать впе­чат­ле­ние (по­сколь­ку вы ве­ри­те своей мысли), будто ны­неш­нее его яв­ле­ние озна­ча­ет, что вы кое-что собой пред­став­ля­е­те, и таким об­ра­зом вверг­нуть вас в гор­дость и тще­сла­вие.

Я быст­ро на­кло­нил­ся, пока ста­рец не понял, что я хочу сде­лать, схва­тил его руку и с бла­го­го­ве­ни­ем и лю­бо­вью по­це­ло­вал ее, пре­кло­ня­ясь перед ду­хов­ной муд­ро­стью по­движ­ни­ка, ко­то­рую он имеет и ко­то­рую при­об­рел после столь­ких лет борь­бы.

- Часто диа­вол, яв­ля­ясь, - про­дол­жал ста­рец, - за­го­ва­ри­ва­ет с по­движ­ни­ком, при­зы­вая на­чать бе­се­до­вать с ним. Ино­гда осуж­да­ет его, ино­гда пре­воз­но­сит, ино­гда на­сме­ха­ет­ся, ино­гда вкривь ис­тол­ко­вы­ва­ет неко­то­рые со­бы­тия и тому по­доб­ное. Неопыт­ные в ду­хов­ном де­ла­нии всту­па­ют в бе­се­ду с диа­во­лом и от­ве­ча­ют на во­про­сы и оскорб­ле­ния. Это яв­ля­ет­ся ошиб­кой, осо­бен­но же для но­во­на­чаль­ных, по­сколь­ку несве­ду­щие в таких слу­ча­ях по­беж­да­ют­ся, даже если ка­жет­ся, что от их воз­ра­же­ний лу­ка­вый об­ра­ща­ет­ся в бег­ство. Оста­ют­ся неко­то­рое бес­по­кой­ство и страх. Позд­нее, вспо­ми­ная сцену и все ска­зан­ное, они ко­леб­лют­ся и при­хо­дят в за­ме­ша­тель­ство. Отцы со­ве­ту­ют тем, кто не имеет до­ста­точ­но сил и усло­вий, ни­че­го не от­ве­чать. Не про­яв­лять ин­те­рес и пре­не­бре­гать. То же де­лать и в мыс­лен­ной брани. Пре­не­бре­гать по­мыс­ла­ми и на­стой­чи­во сто­ять в Иису­со­вой мо­лит­ве.

После неболь­шо­го мол­ча­ния ста­рец про­дол­жал.

- Во всех этих ис­ку­ше­ни­ях нужно твер­до пре­бы­вать в Иису­со­вой мо­лит­ве и во­об­ще ста­рать­ся на­хо­дить­ся в мо­лит­вен­ном со­сто­я­нии. Го­во­ря "со­сто­я­ние мо­лит­вы", я имею в виду пост с рас­суж­де­ни­ем, бде­ние, те­лес­ное зло­стра­да­ние, мол­ча­ние; и все это де­ла­ет­ся в духе по­слу­ша­ния и по бла­го­сло­ве­нию на­ше­го ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля.

- По­че­му те­лес­ный по­двиг (пост, бде­ние, мол­ча­ние, ко­ле­но­пре­кло­не­ние) столь тесно свя­зан с мо­лит­вой и счи­та­ет­ся мо­лит­вен­ным со­сто­я­ни­ем?

- Тело при­ни­ма­ет уча­стие в деле мо­лит­вы. Если же оно при­ни­ма­ет бла­го­дать, то долж­но и под­ви­зать­ся. Кроме того, те­лес­ны­ми упраж­не­ни­я­ми и скор­бя­ми мы со­зда­ем усло­вия для при­ня­тия Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти. Обос­но­вы­вая это, свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма при­во­дит в ка­че­стве при­ме­ра Та­ин­ство Свя­щен­ства. Там Бо­же­ствен­ная бла­го­дать пе­ре­да­ет­ся из­бран­но­му диа­ко­ну, или пре­сви­те­ру, или епи­ско­пу не толь­ко в мо­лит­ве, мыс­лен­но тво­ри­мой, при со­дей­ствии тела, но и через при­кос­но­ве­ние. Т.е. ар­хи­ерей не про­сто мо­лит­ся о том, чтобы сни­зо­шла Бо­же­ствен­ная и Жи­во­тво­ря­щая бла­го­дать, но и воз­ла­га­ет руку на главу ру­ко­по­ла­га­е­мо­го. То же про­ис­хо­дит и в Иису­со­вой мо­лит­ве. Для при­ня­тия бла­го­да­ти недо­ста­точ­но лишь мыс­лен­но про­из­но­сить ее; тре­бу­ет­ся уча­стие тела, по­сколь­ку весь че­ло­век со­сто­ит не толь­ко из души, но и из тела, ко­то­рое также долж­но спа­стись. Сле­до­ва­тель­но, ос­но­вы­ва­ясь на уче­нии отцов, мы можем с уве­ре­но­стью утвер­ждать, что от­вер­га­ю­щий прин­цип мо­лит­вы (страх, слезы, скорбь, сте­на­ние, мол­ча­ние) от­вер­га­ет саму сущ­ность мо­лит­вы. По­вто­ряю, все ска­зан­ное нужно осу­ществ­лять по бла­го­сло­ве­нию ду­хов­но­го отца, чтобы не вос­поль­зо­вал­ся этим диа­вол.

- Труд­на борь­ба, - раз­мыш­лял я. - Труд­но мо­лит­вен­ное де­ла­ние, каким Вы опи­са­ли его мне. Если та­ко­ва война диа­во­ла, если так му­чи­тель­ны для нас ярост­ные волны лу­ка­во­го, всего его са­та­нин­ско­го цар­ства, как можно вы­дер­жать это?