Вос­хож­де­ние на мой Фавор

Ар­хи­манд­рит Иеро­фей (Вла­хос)

Вечер на Горе. В то время как солн­це за­хо­ди­ло, я под­ни­мал­ся на вер­ши­ну горы. Закат за­стал меня, когда я с уси­ли­ем шел по узкой и труд­но про­хо­ди­мой тро­пин­ке на во­сток. С моей малой верой я чрез­вы­чай­но уто­мил­ся от та­ко­го вос­хож­де­ния, ра­дост­но­го для ве­ру­ю­щих, во­пло­тив­ших на прак­ти­ке му­же­ствен­ное ре­ше­ние от­речь­ся от мира со всеми его пре­ле­стя­ми и со­блаз­на­ми и воз­лю­бив­ших ас­ке­ти­че­скую жизнь. На­ко­нец, я кое-как под­нял­ся на се­вер­ную сто­ро­ну Горы. Вспом­ни­лись слова свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста: "Го­ря­чая лю­бовь к Тебе и го­ря­чее же­ла­ние Тебя охва­ти­ли этих ан­ге­лов, и еще боль­ше воз­го­ре­лись в них же­ла­ние и лю­бовь. Ибо не может воз­жечь так слово, как со­зер­ца­ние дел".

Спра­ва и слева воз­вы­ша­лись непри­ступ­ные горы с ост­ры­ми вер­ши­на­ми, по­доб­но го­ло­су и жизни оби­та­те­лей Горы, как бы прон­зав­ши­ми небо. Я шел с опу­щен­ной го­ло­вой, с мо­лит­вой на устах, в серд­це и уме, ибо так по­до­ба­ет по­се­щать Свя­щен­ную Гору - с чув­ства­ми про­сто­го па­лом­ни­ка. На горах на неболь­шом рас­сто­я­нии видны жи­ли­ща; это кел­лии пу­стын­ных отцов-мо­на­хов. Одна - в пе­ще­ре, дру­гая - по­одаль; глядя на нее, ка­жет­ся, что она упа­дет в море. В этих неболь­ших пе­ще­рах живут пчелы ду­хов­ные, со­би­ра­ю­щие слад­чай­ший мед - без­мол­вие. Мне вспом­ни­лось "Сла­во­сло­вие", со­став­лен­ное свя­тым Ни­ко­ди­мом для отцов-аги­о­ри­тов, и я начал петь: "О пчель­ник. Богом со­бран­ный в рас­ще­ли­нах и пе­ще­рах Горы, как в умо­по­сти­га­е­мых сотах, из­го­тав­ли­ва­ю­щий слад­чай­ший мед - без­мол­вие". По­доб­ные кел­лии есть и на южной сто­роне Горы. Там вид несрав­нен­но более вдох­нов­ля­ю­щий. "По крас­но­ва­той по­верх­но­сти гор, будто сма­зан­ных ржав­чи­ной, пол­зет на страш­ную вы­со­ту вплоть до вер­ши­ны мно­же­ство жилищ. Такие же жи­ли­ща на­хо­дят­ся в пе­ще­рах, вход в ко­то­рые за­граж­ден сте­на­ми, остав­ля­ю­щи­ми лишь по­до­бие неболь­шой двери. В ином месте на ма­лень­ком вы­сту­пе скалы неко­е­му му­же­ствен­но­му пу­стын­ни­ку уда­лось по­стро­ить на­сто­я­щую церк­вуш­ку с ку­по­лом, одну или две кел­лии и раз­бить садик на при­не­сен­ной почве, где рас­тет уди­ви­тель­ный букет из ярко-зе­ле­ных ку­стар­ни­ков, при­да­ю­щих мест­но­сти чрез­вы­чай­но эк­зо­ти­че­ский вид. Все это на­по­ми­на­ет гнез­да ла­сто­чек. По­движ­ни­ки об­ща­ют­ся между собой, ис­поль­зуя ма­ло­при­мет­ные, нераз­ли­чи­мые с моря тропы. Но взби­рать­ся - ре­ше­ние весь­ма сме­лое. Мно­гие го­да­ми не по­ки­да­ют свой тес­ный угол. По­это­му при наи­бо­лее круп­ных жи­ли­щах ас­ке­тов есть неболь­шие за­хо­ро­не­ния, а внут­ри пещер - клад­би­ща, где хра­нят­ся кости бра­тии; на лбу каж­до­го че­ре­па - над­пись с име­нем и датой успе­ния" (Фотис Кон­до­глос). Спра­ва и слева рас­се­я­ны эти ду­хов­ные чайки, го­лу­би небес­ные, жи­ву­щие в Боге и вос­хо­дя­щие до тре­тье­го Неба. Это зре­ли­ще на­блю­да­ет вся­кий, кто, по­доб­но мне в тот вечер, под­ни­мал­ся по узкой тро­пин­ке на се­вер­ной сто­роне Горы. Оно по­тря­са­ет его. Чув­ству­ешь бла­го­дать Божию, ко­то­рая осве­жа­ет и од­но­вре­мен­но пы­ла­ет в тебе, как в го­ря­щем и несго­ра­е­мом кусте Мо­и­сея. Вспо­ми­на­ют­ся пред­ше­ству­ю­щие отцы, по­ки­нув­шие это место и ныне спо­кой­но и без­мя­теж­но по­чи­ва­ю­щие в ожи­да­нии ар­хан­гель­ско­го гласа и при­хо­да Же­ни­ха, с Ко­то­рым они об­ру­чи­лись, ре­ши­тель­но от­вра­тив свое серд­це от мира со всеми его бла­га­ми. В здеш­ней жизни они бо­ро­лись, чтобы об­ре­сти мир души, и об­ре­ли его. Ныне они по­ко­ят­ся на лоне Ав­ра­амо­вом. Глас Хри­стов: "Не умер, но спит" - с силой раз­да­ет­ся в этих от­да­лен­ных ме­стах.

С та­ки­ми чув­ства­ми и мыс­ля­ми под­ни­мал­ся я вверх. Без­мол­вие! Здесь оно - закон. Ино­гда лишь слыш­но, как летят и кри­чат дикие птицы и поют со­ло­вьи. "Афон пи­та­ет мно­гих чу­дес­ных со­ло­вьев" (свя­той Ни­ко­дим). Ино­гда раз­да­ет­ся силь­ный удар. Про­дви­га­ясь, я до­стиг жи­ли­ща и уви­дел, как какой-то тихий на вид пу­стын­ник ста­ра­ет­ся раз­бить боль­шой ка­мень.

- Бла­го­сло­ви­те, отче, - об­ра­тил­ся я.

- Бог бла­го­сло­вит, - от­ве­тил он.

Так при­вет­ству­ют на Горе. Когда про­сишь бла­го­сло­ве­ния, тебе от­ве­ча­ют: "Бог бла­го­сло­вит". Они пре­крас­но знают зна­че­ние Хри­ста в ду­хов­ной жизни. Знают и соб­ствен­ное бес­си­лие. Гос­подь - их же­ла­ние и пе­чаль. Его имя они часто по­вто­ря­ют, ибо живут ожи­да­ни­ем Его При­ше­ствия. От при­зы­ва­ния Духа Свя­то­го услаж­да­ют­ся и ра­ду­ют­ся серд­ца.

- Что Вы здесь де­ла­е­те, отче?

- Да вот, чадо, пы­та­юсь рас­ко­лоть этот ка­мень, чтобы сде­лать неболь­шой ре­зер­ву­ар, со­би­рать дож­де­вую воду и по­не­мно­гу пить. В про­шлом году я очень стра­дал от жажды.

- Но это чрез­вы­чай­но труд­ное за­ня­тие! Тем более без со­от­вет­ству­ю­щих ин­стру­мен­тов.

- Что де­лать, если тело нуж­да­ет­ся в воде? Бог по­мо­жет мне. Здесь, вдали от людей, ее во­об­ще нет, но немно­го во­дич­ки необ­хо­ди­мо. Про­хо­ди в мою кел­лию и бла­го­сло­ви ее.

"Мне бла­го­слов­лять кел­лию бла­го­сло­вен­но­го?" - по­ду­мал я. Осквер­нен­но­му - очи­щен­но­го?

Сми­рен­но, с боль­шим по­чте­ни­ем вошел я в кел­лию. В кел­лию пу­стын­ни­ка всту­па­ешь со стра­хом, как в место освя­щен­ное. Она была неуб­ран­ной и за­бро­шен­ной. Но это пу­стя­ки для ду­хов­но­го борца. Разве есть время для таких дел? Он при­нес мне немно­го воды и лу­ку­ма - зна­ков своей любви. По­и­стине, здесь, в пу­стыне, об­ре­та­ешь чи­стую и ис­крен­нюю лю­бовь. На неболь­шом под­но­се с водой и сла­до­стя­ми - серд­це мо­на­ха. Тебе он от­да­ет все.

- Из мира при­шел?

- Да.

- Что тво­рит­ся в миру?

Обыч­ный во­прос, ко­то­рый слы­шишь на Горе. Но на этот раз он имеет глу­бо­кое зна­че­ние. Пять­де­сят лет назад спра­ши­ва­ю­щий монах бежал от мира с его дур­ной ре­пу­та­ци­ей и более туда не воз­вра­щал­ся. По­движ­ник пре­крас­но знает, что зна­чит мир. Он - тво­ре­ние Божие, ко­то­рое в на­сто­я­щее время стало при­ман­кой лу­ка­во­го. Разве не с по­мо­щью тво­ре­ния со­блаз­нил са­та­на Адама? Кто из нас не ис­пы­ты­ва­ет по­доб­но­го?

- Мир, отче, чрез­вы­чай­но уда­лил­ся от Бога, не пом­нит Его во­об­ще и не живет бо­го­угод­но. Церк­ви за­пу­сте­ли, а диа­воль­ские "точки" пе­ре­пол­ни­лись. Мир бежал от ду­хов­ни­ков и пе­ре­пол­нил пси­хи­ат­ри­че­ские боль­ни­цы. Он це­ли­ком опу­тан зем­ны­ми за­бо­та­ми и хло­по­та­ми. Се­год­ня у нас - вы­бо­ры, зав­тра - па­де­ние пра­ви­тель­ства, по­сле­зав­тра - съез­ды и так далее. Лишь га­зе­ты чи­та­ют люди и не знают Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Все время сле­дят за диа­воль­ски­ми кар­тин­ка­ми, ко­то­рые их усып­ля­ют, и не видят жизни свя­тых...

- О несчаст­ный мир! - ска­зал свя­той по­движ­ник. - Тобой пра­вит са­та­на. Еже­днев­но он при­но­сит слу­чаи и со­бы­тия, кра­ду­щие ин­те­рес и вни­ма­ние к Хри­сту, пре­пят­ству­ю­щие уви­деть себя и свои внут­рен­ние язвы. Объ­ек­том ин­те­ре­са ста­но­вят­ся дру­гие, а не сам ты. Это бег­ство со­зда­ет путы, о ко­то­рых Вы го­во­ри­ли. Адам со­гре­шил, скрыл­ся, бежал от Бога, и при­шли беды. То же де­ла­ют и люди. Я много мо­люсь о спа­се­нии всего мира. "Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, по­ми­луй мя и мир Твой". Ночь на­про­лет мо­люсь о том, чтобы по­ща­дил его Бог. В этом со­сто­ит наша мис­сия в эту бур­ную эпоху. Нам выпал жре­бий быть му­че­ни­ка­ми.

Мно­гое по­ве­дал мне тот по­движ­ник. Такие муд­рые из­ре­че­ния услы­шишь на каж­дом шагу, когда по­се­тишь Гору. Я по­бла­го­да­рил его, по­про­сил не за­бы­вать в мо­лит­вах и в раз­ду­мье по­ки­нул кел­лию, ко­то­рая ныне - гроб для него, но из ко­то­рой он вос­крес­нет в ис­тин­ную жизнь.