Внутренняя молитва

Неизвестный новоафонский монах.

Василий Перов. Странник

Пребывающие в одной только деятельной молитве довольствуются всегда одною внешнею молитвою: поклоны, стояние, пение, чтение, а по временам и сокрушение духа и слезы. Но вкусившие действо внутренней молитвы ни чем не удовлетворяются внешним. И внутренняя молитва никогда не достигает совершенного удовлетворения, когда кто молитву деет, а Господа не может зреть. Ибо при охлаждении молитвенного духа и Господь бывает сокровен от ума и сердца. Зреть Господа пред собою и в словах молитвы я нахожу возможным почти всякому человеку - делателю молитвы. При охлаждении молитвы он скорее станет пред Господом, и в словах молитвы внешне будет зреть Господа. Когда не можешь внутренне молиться и внутрь, в духе, зреть Господа, когда теряется дух молитвы, то после этого, как я заметил, на долгое время, по несколько дней не можешь войти в единение с Господом, то есть в духе своём внутрь лицезреть безвидно Сладчайшего Господа.

По какой причине это бывает я описывать не буду, но понятно, что вина наша. Поэтому сказано: "духа не угашайте" (1Фес. 5:19). А чем он угашается, совесть виновного сама возгласит.

Всегда заботься о том, чтобы ум и слова молитвы не вне были, а внутрь тебя, там, где чувства твоего сердца, в духе твоём. И пребывай там неотходно. Чем ближе ты будешь вниманием к своему сердцу, не удаляясь от него ни на минуту, то и Господь настолько же приблизится к тебе. Главное условие к стяжанию молитвы - стремиться от вне внутрь во всякое время. Там ищи Господа, а не вне себя. Не внешняя молитва привлекает Господа, но внутренняя. Того добивайся, чтобы в духе и сердце своём мог ты молиться сокрушенно и смиренно, стоять пред Богом, не внешне, как пред человеком, но внутренним своим чувством, безвидно и верою.