Книга 6. Поучение 9
I. Св. преп. Варлаам Хутынский, ныне ублажаемый, происходил от богатых новгородцев. Еще в юных летах он почувствовал влечение к иноческой жизни, чуждался детских игр, много постился и молился. Родители хотели удержать его от такой жизни. Но он говорил им: Я читал много святых книг и нигде не находил, чтобы родители отсоветовали что доброе детям своим. Царство Небесное, которое я ищу, не дороже ли всего? Тогда родители дали ему полную свободу и сами скоро умерли. После них св. Варлаам роздал почти все свое имение и отправился в пустыню; затем, для большего уединения, поселился в лесу, на берегу Волхова, в 10-ти верстах от Новгорода, на холме, называемом Хутынь. Недолго продолжалось уединение святого: скоро узнали о нем и стали приходить к нему для беседы и князья, и бояре и иноки, и простолюдины, и он давал всякому должное наставление; и многие желали вести жизнь под его руководством и селились вокруг него. Тогда построен был храм и вокруг него келлии. Явилась обитель. Святой отдал в пользу обители остальное свое имение. Он дал обители свой устав. В уставе предписывалось раздавать милостыню бедным, кормить и поить всех странников и вообще питать к ним христианскую любовь.
Св. Варлаам за свою жизнь удостоился дара чудотворения и прозорливости. Однажды, видя, как народ хотел бросить в Волхов преступника, святой просил об освобождении его от казни; в другой же раз родственники осужденного на потопление просили его походатайствовать за сего осужденного, но он не сделал этого, и после объяснил, что первого он спас, как подававшего надежду на исправление, а второго не спас, как погибавшего невинно и имевшего получить за это мученический венец. Однажды, Петровым постом, когда св. Варлаам был у архиепископа новгородского, и архиепископ приказал ему побывать через неделю, он отвечал: я приду к святыне твоей на санях. И действительно, в июне месяце, ко всеобщему изумлению и великому смятению, выпал такой снег, что нужно было ехать на санях. Все боялись вреда от этого снега, оказалось же, что снег погубил червей на полях и был, таким образом, великим благодеянием Божиим. Св. Варлаам скончался в 1192 г. В предсмертном своем наставлении ученикам он сказал: живите так, как будто готовитесь умирать каждый день. Мощи св. Варлаама почивают в Хутынском монастыре. Святой творил много чудес и после кончины - исцелял больных, в видении видели его молящимся за Россию во время нападения и Махмета Гирея, в 1521 г., и поляков, в 1610 г., и пр.
II. Два урока представляет нам жизнь преп. Варлаама Хутынского.
а) Первый тот, что, по примеру преподобного, нужно иметь живую и деятельную любовь к ближним.
Любовью все строится, любовью все скрепляется, любовью все стоит, - говорил часто преподобный Варлаам. И пред смертью своею он твердил братии, что обитель их никогда и ничем не будет оскудевать, если только они будут иметь любовь между собою. По своей редкой любви к обители и братии ее, он передал ей все свои богатые вотчины, какими владел в мире, по его крепкой любви ко всем братьям, во время его настоятельства, ворота его обители всегда были открыты для странников, нищих и убогих. По его завету, и доныне, особенно в день памяти преп. Варлаама, 6-го ноября, ежегодно устрояется в Хутынской обители общая трапеза для всех нищих и странных.
Да, любовь, по слову св. Писания, как союз всякого совершенства (Кол. 3:14), как закон царский (Иак. 2:8), как исполнение закона (Рим. 13:8), несомненно имеет в себе обетование живота и нынешнего и грядущего. Кто пребывает в любви, тот в Боге пребывает и Бог в нем пребывает, - говорит св. Иоанн Богослов (1Ин. 4:12).
б) Второй урок, получаемый от жизни преп. Варлаама, состоит в том, что мы, по словам его, должны жить так, как будто готовимся умирать каждый день.
Весьма поучительно говорит об этом святитель Тихон Задонский. Видишь, - говорит этот великий святитель, - что часы заведенные непрестанно идут, и хотя спим или бодрствуем, делаем или не делаем, непрестанное движение имеют, и приближаются к пределу своему. Такова и наша жизнь - от рождения до смерти непрестанно течет и убавляется; упокоеваемся или трудимся, бодрствуем или спим, беседуем с кем или молчим, - непрестанно течение свое совершает и к концу своему приближается; и уже к концу ближе стала ныне, чем вчера и третьего дня, - сего часа, нежели прошедшего. Так нечувствительно наше житие сокращается! Так проходят часы и минуты! А когда окончится цепочка и перестанет ударять маятник, не знаем того. Промысл Божий скрыл от нас это, да всегда готовы будем ко исходу, когда ни позовет нас к себе Владыка наш Бог. Блажен тот, его же Господь обрящет бдяща (Лк. 12:37). Окаянен тот, кого Он в греховном сне погруженным обрящет!
Этот случай и рассуждение научает тебя, христианин: 1) что время жизни нашей беспрестанно уходит, 2) что прошедшего времени возвратить невозможно, 3) что прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем, 4) что кончина наша нам неизвестна, 5) следовательно всегда, на всякий час, на всякую минуту, быть нам готовыми к исходу должно, если хочешь блаженно умереть, 6) отсюда заключается, что христианин в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия находиться должен, 7) каким кто хочет быть при исходе, таким должен стараться быть на всякое время своей жизни, потому что никто не знает, от утра дождется ли вечера, и от вечера дождется ли утра. Мы видим, что те, которые с утра ходили здоровы, к вечеру лежать на одре смертном бездыханными; и те, которые с вечера засыпают, поутру не встают и будут спать до трубы архангельской. А что случается с другими, то же самое тебе и мне случиться может, ибо все подлежат всяким случаям.
III. Молитвами преп. Варлаама Хутынского да поможет нам Бог напечатлеть в своем сердце эти св. правила христианской жизни.