Книга 7. Поучение 7
I. Преп. Савва Звенигородский, память коего совершается ныне, был ученик и постриженник преп. Сергия Радонежского. По просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича Савва устроил близ Звенигорода, на горе Сторожевской, обитель, которою управлял тридцать лет и в которой преставился в 1406 году.
Много лет спустя игумену обители Дионисию явился во сне старец и сказал: "напиши образ мой", и, на вопрос Дионисия: "кто ты?" отвечал: "я - Савва, начальник месту сему". Дионисий, бывши искусным живописцем, расспросил о преп. Савве живших в обители старцев и написал его образ на память. Однажды братия монастыря оклеветали Дионисия пред великим князем Иоанном, и князь потребовал игумена к себе. Когда он, в печали, заснул, ему явился Савва и сказал: "иди и говори безбоязненно: Господь поможет тебе". В ту же ночь преподобный явился тем, которые роптали на Дионисия, и сказал: "вы ропщете, а игумен ваш со слезами молится. Посмотрим, что одолеет: ваше ли роптанье, или молитвы отца вашего. Но знайте, что в строптивых сердцах не почивает ни смирение, ни благодать Божия". Затем Дионисий оправдался и с честью возвратился в обитель.
При Алексее Михайловиче тело преп. Саввы, 245 лет лежавшее в земле, найдено было нетленным и в 1652 г. перенесено в соборную церковь. Рассказывают, что однажды на царя Алексея Михайловича, когда он охотился вблизи обители, устремился выскочивший из леса медведь. Царь ожидал смерти, но вдруг явился старец в монашеском одеянии - и медведь убежал. Царь спросил старца, кто он. Тот ответил: "я - Савва, инок сторожевской обители". Прибыв в монастырь, царь стал расспрашивать, но такого монаха не было. Царь, увидев образ преп. Саввы, узнал в нем старца, явившегося ему в лесу, и, отслужив в обители молебен преп. Савве, всегда питал к нему особенное благоговение.
II. Два урока представляет нам жизнь преп. Саввы: а) Первый тот, что клевета есть великий грех, которого нужно всемерно избегать, так как в сердцах строптивых, клевещущих на ближнего, не почивает, по словам преп. Саввы, ни смирение, ни благодать Божия.
аа) Слово Божие учит: "всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас" (Еф. 4:31).
Верные должны остерегаться клеветы, потому что она расстраивает жизнь и причиняет несчастье человеку: кто любить жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1Пет. 3:10).
Христиане должны воздерживаться от всякой клеветы, потому что она удаляет от Бога: Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего (Пс. 14:1-3).
бб) Св. отцы сильно порицают клевету и предающихся сему пороку.
Св. Антоний Великий пишет о клевете: "Язык дракона менее вреден, нежели язык того, кто любит клеветать: ибо такой человек производит распри и ссоры между людьми, живущими смирно, посевает зло между ближними и разрушает весьма многие и полезные общества... Язык клеветника подобен жалу змии; даже безопаснее жить со змеею и скорпионом, нежели с клеветником. Многие грехи гораздо простительнее клеветы. Клеветник и тот, кто слушает его, вместе с ним получает одинаковое осуждение.
Безопаснее бывает приблизиться к огню и обжечься им, нежели приблизиться к клеветнику и говорить с ним. Итак, дети мои возлюбленные, удаляйтесь клеветника, - убегайте его; кто бы он ни был, отец ли, или брат кого-нибудь из вас. Лучше жить со львом или со львицею, нежели с клеветником. Не стыдитесь удаляться от него, иначе он заразит вас ядом".
"Никогда не оказывай уважение тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем, - советует св. Иоанн Лествичник. - Таким образом окажешь двойную пользу, одним пластырем уврачевав себя и ближнего".
Св. Тихон Задонский говорит: "Учись клевете других не верить. Как ты напрасно слышишь о себе клевету, так и те, о которых худые слухи проносятся, часто не знают за собою того, в чем порочат их".
б) Второй урок, который мы находим в жизни преп. Саввы, состоит в том, что святые весьма сильны в своем ходатайстве пред Богом за ближних своих. Как преп. Савва спас от смертной опасности царя Алексея Михайловича, бессомненно обращавшегося к нему за молитвенной помощью, так и другие святые спасают нас от разных бед и несчастий силою своих молитв пред Богом. Примеров такого ходатайства святых можно находить весьма много в Ветхом и Новом Заветах и в новейшее время.
Сколько раз мощная ходатайственная молитва пророка Божия Моисея спасала легкомысленных израильтян от праведной кары Божией за их неверие, ропот против Бога и Моисея. Моисей и Аарон во иереех Его и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их, - говорит пророк Божий Давид (Пс. 98:6).
Ныне же возмите седмь тельцов и седмь овнов, и идите к рабу Моему Иову, и сотворит жертву о вас: Иов же раб Мой помолится о вас, понеже точию лице, его прииму; аще бо не его ради погубил бых убо вас, - говорил Господь друзьям Иова, оскорблявшим многострадального праведника своими обидными речами. И сотвориша, якоже повеле им Господь, и отпусти грехи их Иова ради (Иов. 42:8-9).
Илия человек бе подобострастен нам, - говорит ап. Иаков, - и молитвою помолися да не будет дождь: и не одожди на земле лета три и месяц шесть. И паки помолися и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой (Иак. 5:17-18).
Упоминать ли из новозаветных времен об исцелении Иисусом Христом слуги сотника, по молитвенному ходатайству этого последнего, об исцелении дочери хананеянки, по неотступной мольбе этой глубоко верующей матери, - о воскрешении Тавифы, по молитве ап. Петра - об избавлении от смерти самого апостола Петра, по молитве братии Иерусалимской, и пр. и пр.? Из детства мы привыкли чтить святых угодников Божиих, призывать их на молитве и пользоваться их молитвенным ходатайством о нас пред Богом. Из детства мы привыкли верить, что много может молитва праведного по слову ап. Иакова. Не для уверения вас в этом, а больше для утешения, мы приведем вам рассказ еще и из жизни великого подвижника Синайской горы, преп. Иоанна Лествичника. И этот великий угодник Божий, подобно многим праведникам, проявлял еще на земле великую силу ходатайственной молитвы за ближних. Жил у преподобного на послушании некий брат Моисей. Однажды великий старец приказал этому ученику своему носить землю из указанного ему места в находившийся вблизи келлии преподобного виноградник для его удобрения. Моисей работал усердно и, наконец, к полудню устал сильно, так как и время было жаркое (август месяц). Решившись отдохнуть где-нибудь в тени, он пошел под одну громадную скалу и тут лег и уснул. В то же время от бденных трудов впал в тонкий сон и преподобный авва Иоанн. И вот, в полудремоте видится старцу некий священнолепный муж, который как бы с укоризною сказал ему: "Так-то ты, отче, спишь беспечально, а ведь Моисей твой в беде". Иоанн сейчас же пробудился и стал усердно молиться об ученике своем. Вот, к вечеру, по окончании работы, приходит в келлию и Моисей. "Не случилось ли с тобой сегодня чего-нибудь особенного?" - спрашивает старец ученика. Ученик и рассказал, что в этот день Господь спас его от смерти. "Когда я лег отдохнуть под скалой, - говорил Моисей, - и несколько уснул, вдруг слышу твой, отче, голос; ты как будто меня позвал к себе, и я сейчас же выбежал из-под камня. А в ту же минуту тот камень обрушился и пал как раз на то место, на котором я лежал. Видно, по твоим молитвам, отче, спас меня Господь от видимой смерти". Сам же старец, по смирению, тогда и не сказал, что имел видение о Моисее и молился об его спасении.
Так-то, братия, молитвы праведных Господь послушает, - говорит и премудрый Соломон (Прит. 15:29). Очи Господни на праведные и уши Его в молитву их (Пс. 33:16). Близ Господь призывающих Его во истине. Волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит, - говорит и пророк Давид (Пс. 144:18-19). Как же, после этого, счастливы мы, православные христиане, что имеем, кроме земных наших молитвенников и ходатаев пред Богом, еще и ходатаев небесных - наших старших братий о Господе - целый сонм святых угодников Божиих. Да, благодарение Господу милосердому, мы не одиноки, мы не бессильны в наших немощах: есть кому ходатайствовать о нас пред Господом Богом в наших нуждах и печалях.
III. Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, св. славных и всехвальных апостолов, преп. Саввы Сторожевского и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.