Книга 7. Поучение 2
I. Св. Филарет Милостивый, память коего совершается ныне, принадлежал к богатому и знатному роду. Родители с ранних лет внушили ему любовь к Богу, и он жил в таком довольстве и счастье, какие редко выпадают на долю людям. Но Филарет помнил свои обязанности. "Не для того Бог дал мне богатство, - говорил он жене своей Феозве, - чтобы я пользовался им один, а чтобы делился с неимущими". И, действительно, Филарет делился последним с бедными не только тогда, когда был богат, а даже и тогда, когда стал беден. Помогая бедным, Филарет сам дошел до такой нищеты, что стал нуждаться в дневном пропитании себя и своего семейства. Иногда соседи, из сожаления, посылали ему хлеба или муки, но и тут Филарет свою часть делил с нищими. "Прими, благодаря Бога", - говорил он, отдавая часто последнее нищему и уклоняясь от всякой благодарности себе. Богу угодно было вновь наделить богатством доброго и кроткого Филарета. Внучка его сделалась женою самого царя; Филарету оказан был почет и даны богатые поместья. Но Филарет по-прежнему остался милостивым, кротким и смиренным, радуясь, что имеет возможность более помогать бедным.
II. а) Прежде всего замечательны для нас, братия, те побуждения, по которым праведный Филарет поприще милосердия избрал главною целью всей своей жизни.
Сын благочестивых и благородных родителей, Георгия и Анны, праведный Филарет с первых лет своих научился благочестию, и сердце доброго юноши, горевшее любовью к Богу и ближнему, без сомнение не раз вопрошало: "Господи, что мя хощеши творити (Деян. 9:6), какой укажешь мне путь, каким бы мог я достигнуть спасения?" Ответ был дань. Супружество с доброй и благочестивой Феозвой обогатило его, и потом изобильно потекли к небу блага жизни. Имел он много стад, богатые усадьбы, дом его был полною чашею всякого изобилия, он сделался одним из первых богачей в своей стране. Как понял праведник тот путь, который указал ему Промысл Божий? Он рассудил в сердце своем: "Для того ли дано мне все это, чтобы тратой богатства угождать чреву! А если скупостью сохраню богатство, то какую пользу получу от него на последнем Суде?" Помнил он наставление псалмопевца: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61:11). Представлялась умному взору его и другая заповедь Спасителя: куплю дейте, дондеже прииду (Лк. 19:13). Богатство, рассуждал праведник, это талант, который должно пустить в оборот, приумножить делами любви и возвратить к Подателю чрез руки нищих. И вот, он разверз щедрую десницу свою для подаяние бедным, искал их, радовался случаю помочь кому-либо, и скоро имя его прославилось, как имя великого благодетеля в стране.
Вот как надобно и всем нам смотреть на блага, которые Господь подает нам в жизни! Это таланты, данные нам не для собственного наслаждения, но для благого употребления на дела любви: строго взыщет их от нас праведный Судия, если благовременно не приложим старание приумножить их и возвратить Ему в полезном служении ближнему.
Дары Божии разнообразны: не одни богатые дадут ответ в употреблении своих сокровищ; телесная крепость, способный к познаниям ум, нежное сердце - это также дарования Божии, которые можно употребить или своекорыстно для себя, или согласно с волей Божией, на дело любви и милосердия. Никто не лишен возможности быть полезным в своем кругу, и Господу будет угодно, если каждый из нас, подобно праведному Филарету, сознает долг - быть милосердым, будет стараться исполнить этот долг, чем может, и поспешит на дела любви и милосердия, пока есть время и возможность.
б) В то время, как праведный Филарет расточал свои сокровища убогим, страна, в которой он жил, подверглась опустошительному нашествию врагов, и сам он из богатого сделался бедным, так что тяжким трудом земледельца едва мог пропитывать себя и свое семейство.
Можно было бы думать, что с прекращением изобилия прекращается и призвание к благотворению. Не так думает и поступает праведник. По собственному опыту, он теперь еще более чувствует нужду другого и не перестает благотворить из того немногого, что осталось: одного за другим отдает бедному земледельцу двух оставшихся у него волов, воину - последнего коня, за оскудением сокровищ питает нищих медом из ульев, раздает взятую заимообразно у соседей пшеницу, наконец делится с другими и тем, что ему самому было прислано от благотворителя. Несомненно, что, если бы было нужно, он отдал бы за других и жизнь. Вот истинное милосердие, плод любви николиже отпадающей (1Кор. 13:8), и еще урок нам из жизни праведника! Надобно помнить, что испытанию подвергаются от Бога не одна вера и терпение человека; но своего рода искушения бывают и для добродетели милосердия. Так испытывается милосердый, когда на своем благотворительном поприще встречает затруднение со стороны других людей, не понимающих его добрых намерений, когда со стороны самих облагодетельствованных видит холодность и неблагодарность, или когда, подобно праведному Филарету, сам терпит лишения и недостатки. Тогда только докажем, что мы рабы Богу верные, когда и среди этих неблагоприятных обстоятельств не угасим в себе любви, не ожесточим своего сердца, не закроем своей благодетельной руки.
в) Наконец, достоин примечания самый способ благотворения у св. Филарета. Он тщательно удаляет мысль о себе, нарочито скрывает благороднейшие движения своего исполненного любовью сердца, представляя единственным виновником своих даяний Бога. "Прими, благодаря Бога", - вот что он обыкновенно говорил при благотворении. Праведник не только смиренно сознавал, что Бог есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении (Флп. 2:13), но свидетельствовал и о той высокой истине, что наше милосердие к бедным есть благодеяние им Божиего Промысла, только чрез наши руки совершающееся. Так должны стараться поступать и мы, ежели желаем, чтобы к вам были отнесены слова Спасителя: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25:40): на Господа Бога Промыслителя должны указывать, к прославлению и благодарению Его единого должны располагать бедных, получающих из наших рук. Господь сказал: тебе творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф. 6:3). Как возможно скрыть дело милости не только от других, но и от самого себя? - Это будет возможно, когда будем и сами всегда представлять, и другим напоминать о действующем чрез нас Боге, Который един есть Отец сирых и Питатель нищих. Проникнутый этим убеждением, св. праведный Филарет достиг глубокого смирения при благотворении, которого не могли поколебать и те высокие почести, коими он был окружен при конце жизни, как дед царицы. Поразительным образом открылось смирение праведного благотворителя, когда он, повелев приготовить пышную трапезу для принятия и угощения царя, по заповеди Спасителя (Лк. 14:13), созвал нищих, прокаженных, слепых, хромых, и сам, как раб, им служил, вместе с сыном и внуками. Предоставляя себя глубоким смирением в орудие пекущегося о людях Провидения, св. Филарет имел утешение примечать, как действительно невидимая десница Божия управляла его благодетельною рукою. Когда он, осматривая внешний вид и одежду просившего милости, считал его менее других нуждавшимся, рука его, повинуясь высшему водительству, вынимала из влагалища более, нежели сколько он хотел: - и, действительно, впоследствии оказывалось, что, по-видимому, не бедно одетый весьма нуждался в помощи; случалось и наоборот. "Бог знает нужду каждого просящего; Он и устрояет руку дающего, как хощет"; вот какое убеждение было у милосердого праведника! Но и смирение не могло сокрыть этого светильника. Еще при жизни он был высоко поставлен на свещнице, да светит всем (Мф. 5:15): и любители благотворений искали у него наставлений и руководства, и вручали ему свои сокровища для раздачи нуждавшимся.
III. Да напечатлеется же и в нашем сердце образ милостивого праведника для нашего наставления и руководства в делах милосердия! Восчувствуем, подобно ему, как одну из главнейших в жизни, обязанность быть милосердыми; не изменим ей и во дни счастья, и во время напасти и искушений; не ослабим ее близоруким опасением за участь нашу и присных наших; наконец, смиренно предадим себя в орудие пекущегося о всех Провидения и взыщем молитвою и верой путей Его на поприще благотворения, да будет един Бог действуяй вся во всех, и Ему единому слава и благодарение.