Книга 4. Поучение 48
I. В настоящий день, братия, празднуется зачатие св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 23-го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошел к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, увидя вдруг ангела. Архангел сказал: не бойся, Захария. Молитва твоя услышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рождения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный. Тогда Захария сказал ангелу: Почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже. Ангел сказал ему в ответ: Я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот, за недоверие ко мне ты будешь немым, пока исполнится мое предсказание. Между тем народ дивился, отчего Захария так замедлил в святилище. А он, выйдя оттуда, не мог говорить. Народ понял, что он имел видение. Св. Захария возвратился в дом, и скоро св. Елисавета зачала предсказанного сына и долго таилась, говоря: Господь призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми за бесчадие.
II. Велика, без сомнения, была радость у праведных Захарии и Елисаветы по поводу предсказанного им рождения их великого пред Богом и людьми сына, св. Иоанна Крестителя. Радуются и многие другие люди по поводу ожидаемых, т. е. имеющих от них родиться, детей. Даже в обычай вошло праздновать и веселиться в день рождения. Дабы наша радость по поводу этого семейного события имела разумное основание и обнаруживалась в христианском духе, сопровождаясь христианскими мыслями и чувствованиями, размыслим, братия, о днях рождения христианина.
У всякого из нас, как истинного христианина, не один день рождения, а три.
а) Первый день рождения есть тот, в который мы родились на этот свет, подобно всем людям. В этот день рождения мы получили от Господа Бога телесную жизнь и сделались человеками, т. е. лучшим созданием Божиим на земле, созданием, одаренным разумом, свободою воли и чувством. Как все мы родились весьма бессильными и немощными, то Бог вложил весьма нужную любовь к нам в сердце нашего отца, еще нежнейшую любовь в сердце нашей матери, и как бы сказал им: старайтесь о рожденных вами, воспитывайте их, вверяю их вашей любви! И как они старались о нас! Как любили нас!
б) Второй день рождения нашего есть тот, когда мы чрез св. таинство Крещения родились в жизнь духовную. Господь Бог даровал нам не только телесную жизнь и заботится о ее сохранении, но Он даровал нам еще жизнь духовную и о сохранении ее заботится еще более. Посредством прародительского греха мы сделались нечистыми, весьма склонными ко греху и недостойными для Царствия Небесного. Поэтому Господь благоволил послать к нам Своего Единородного Сына, Который Своею смертью, с Своей стороны, и нашей верой и святым крещением - с нашей стороны, очистил нас, освятил нас и даровал нам право на Небесное Царство. Этот день по справедливости может быть назван вторым днем нашего рождения. Первое рождение сделало нас человеками, второе - христианами, чадами Божиими. Первое рождение дало нам жизнь телесную, земную, второе - жизнь духовную, небесную. Наше крещение Сам Иисус Христос называет рождением: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3:5), а св. апостол Павел - банею пакибытия (Тит. 3:5).
в) Третий день нашего рождения приходит к нам в день нашей смерти. Для истинного христианина умереть - значит то же, что родиться, родиться т. е. в вечную жизнь. И первые христиане, как говорит история, всегда называли день смерти святых мучеников днем рождения; а поэтому и праздновали дни их смерти, как дни торжественные, - дни, в которые они родились в жизнь вечную и истинно блаженную.
Первое рождение вводит нас в настоящий мир, второе - в Царство Божие на земле, третье - в Царство Божие на небесах - в небесное блаженство.
Итак, у всякого истинного христианина - подлинно три дня рождения. Но из всех этих дней рождения самый важный третий день рождения - день смерти; потому что только день смерти решает, какова должна быть и будет наша участь в вечности, т. е. участь не на известное время, но участь всегдашняя, вечная. День телесного рождения хорош, день рождения духовного лучше; но они не решают нашей вечной участи: ее решает день смерти.
Смерть - рождение или переход в жизнь будущую - для многих должна быть весьма страшна, и потому всем нам должно употреблять настоящую жизнь всевозможно согласно с тем, для чего Господь Бог даль нам ее. Мы родились не для того, чтобы только жить, или жить как нам хочется, но для того, чтобы жить так, как угодно Господу Богу; а Господу Богу угодно, чтоб мы жили в здешней жизни свято. Сия есть воля Божия: святость ваша, - говорит св. апостол (1Фес. 4:3). Для этого дана нам земная жизнь. И без святости нет истинного блаженства и жизни: храняй закон - блажен (Прит. 29:18); нечестивии же в день зол погибнут (Прит. 16:4), - говорит премудрый.
Сколько тебе от роду лет? - спросил некто одного старца во сто лет. Пятьдесят, - отвечал он. - Только пятьдесят? - с изумлением сказал спросивший. - Пятьдесят, - опять отвечал старик, - только пятьдесят лет я живу с умом и для Бога. Первых пятидесяти лет моей жизни, проведенных в греховной легкомысленности, не могу причислить к моей жизни. Эти лета не были жизнь: тогда во мне жили различные страсти, и я был, так сказать, в умопомешательстве: тогда я не жил!
Этот старец рассуждал о летах своей жизни весьма справедливо; потому что важность жизни, в самом деле, заключается не в том, долго ли кто жил, а в том, хорошо ли кто жил. Если бы спросить нас о летах нашей жизни в этом смысле, то весьма многие, поступая искренно и совестно, сказали бы: я жил только еще один, два, три года и так далее; а многие, может быть, сказали бы: я еще вовсе не жил!
III. Чаще вспоминайте, возлюбленные мои о Христе братия и сестры, о днях своего рождения и о том, для чего мы все рождаемся! Ибо что нам в жизни, ежели проводим ее так, что должны будем страдать вечно, страдать ужаснейшим образом и без всякой надежды на отраду?! Будем жить так, чтобы нам во всю вечность праздновать день нашей смерти, как день нашего рождения для блаженства и день вступления в вечное блаженство.