Книга 14. Поучение 53
I. Св. препод. Моисей, память коего совершается ныне, происходил из Венгрии, почему и называется Угрин, был родным братом свв. Георгия и Ефрема и служил вместе с ними у св. князя Бориса, брата св. князя Глеба. (См. 2 мая). Когда злодеи умертвили его господина, он скрылся от убийц. В 1018 г. король польский Болеслав овладел Киевом и взял в плен много бояр, в том числе и Моисея. В плену 6 лет томился святой в темнице. Но здесь он вполне отдался Господу и произнес обет навсегда остаться в безбрачии. Случилось, что в темнице увидела Моисея молодая, красивая собою, вдова польского вельможи и, поразившись красотою его, так как Моисей был очень красив, решилась обольстить его, обещая свободу и богатство; но Моисей отвечал: "Адам, Сампсон, Соломон и Ирод потерпели от жен; и я буду ли свободен, если порабощусь жене? Ненужно мне ни богатства, ни почестей, никаких благ мира. Выше всего этого для меня чистота и целомудрие". Но это не остановило нечестивую жену. Она выкупила пленника, взяла к себе в дом, одела в богатыя одежды и приступила к новым искушениям. Но Моисей, подобно Иосифу, сбросил с себя богатыя одежды, отвратил лицо свое от обольстительницы и молил Бога укрепить его в подвиге. Тогда полька приказала запереть Моисея в душной темнице и морить голодом, думая тем принудить его ко греху. Многие уговаривали Моисея жениться на польке; но он отвечал: "я дал обет пред Богом вести жизнь целомудренную до гроба и быть черноризцем. Вы знаете, что сказано в евангелии: "всякий, кто оставит домы или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19:29)". Видя, что темничное заключение не действует на Моисея, полька освободила его и показала ему все свои обширныя имения; но и этим не могла прельстить праведника. Тогда начала грозить ему страшными муками, говоря: "живым не выпущу тебя из своих рук". "Бог - моя защита, ничего не боюсь", отвечал Моисей, а сам принял пострижение. Когда же узнала это полька, то приказала жестоко бить его и, наконец, изуродовала так, что он едва не истек кровию и во всю остальную жизнь тяжко страдал. Бог наказал безнравственную женщину: случился мятеж в Польше, и она была убита. Моисей получил свободу, удалился в пещеру к св. Антонию, и здесь чрез 10 лет поста и молитвы скончался. Тут почивают и мощи его, к которым с успехом прибегают за помощию страждущие от плотской страсти.
II. Препод. Моисей есть великий учитель целомудрия. Он научает нас всеми силами бороться против искушений впасть в грех плотской нечистоты.
а) Для того, чтобы побеждать нам плотские свои вожделения, всемерно должно нам стараться избегать всего того, что легко доводит до этих греховных вожделений плоти. Так: 1) надобно тотчас удалять себя от тех злых бесед, где заходит речь о блудных делах; 2) не должно никогда заводить непристойных увеселительных сходбищ; 3) должно всячески удаляться знакомства с развратными людьми; 4) никогда особенно не должно упиваться вином, "в нем же есть блуд", - как говорит апостол; 5) не должно читать или слушать соблазнительных книг, в которых нередко описывается разжигающая плотские наши страсти, преступная любовь; 6) всеми мерами надо стараться избегать сквернословия. Одним словом: надобно стараться удалить себя от самомалейших случаев, могущих увлечь ваше чувство к услаждению похотною страстью. "Аще око твое десное соблязняет тя", - говорит Спаситель, - "изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненну" (Мф. 5:29), т. е.: "как бы ни был для тебя дорог соблазняющий предмет, хотя бы он был также дорог, как глаз, то и тогда откажись от него; лучше пусть не будет одного удовольствия, чем погибнуть самому. Если у кого есть друг, но этот друг предан пороку, - нужно отказаться от этого друга и навсегда разстаться с ним, хотя бы это было и больно для сердца".
Итак, будем остерегаться всего, что может вести к разжжению нашей плоти!
б) Возникшую о сем мысль тотчас поспешим отражать от себя усердною молитвою к распятому за нас Господу Иисусу, прибегая с молитвою к угодникам Божиим. Особенно великую имеет силу молитва о сохранении от искушений плоти, воюющей на наш дух, обращенная к св. Иоанну Предтече, святой муч Фомаиде, препод. ныне прославляемому Моисею Угрину и др. св. девственникам и девственницам, победившим искушения плоти.
Вопрос о молитвенном обращении христиан к известным святым в особых случаях решает с обычною богословскою мудростию приснопамятный святитель Филарет, митр. московский. Он говорит: "кто с верою и любовию к Богу и Его закону, с надеждою благодатной помощи Божией, твердо стоял против искушения, и действительно приял благодатную помощь к отражению онаго; кто ревностно и постоянно упражнялся в некоем благочестивом подвиге или добродетели, и действительно приял благодатную помощь совершить подвиг и добродетель; кто мужественно решился лучше пострадать и умереть, нежели изменить истине и правде, и действительно приял благодатную помощь победоносно пройти поприще неповинного страдания: тот "может" и другим "искушаемым" и подвизающимся "помощи"; или вообще потому, что привлеченная его верою и подвигом "вселится в него сила Христова" (2Кор. 12:9), и действует не только в нем, но и чрез него; и в особенности потому, что он, по опыту своего искушения и подвига, тем глубже сочувствует и состраждет другим в подобном искушении и подвиге, и тем ревностнее ищет им помощи, и, по опыту обретенной для себя благодатной помощи, тем с большим дерзновением веры и тем с большим успехом предстательствует пред Богом и за других, требующих подобной помощи, находя притом в радости благотворения награду за свой подвиг. Такое примирительное направление благотворной силы святых можно усматривать на опыте в житиях их.
У преп. Даниила скитского просил помощи его некто, тяжко боримый искушением, возставшим против его целомудрия. Старец послал его на гроб мученицы Фомаиды молиться при ее предстательстве. И когда повеленное было исполнено, искушение исчезло. Почему же помощь должна была прийти именно чрез сию мученицу? - Потому, что она в жизни прошла чрез тяжкое искушение против ее целомудрия и мученически умерла за сохранение целомудрия".
в) При этом вспомним, как святые Божии боролись с похотию плоти, как они ее побеждали? Так, Иоанн многострадальный, томимый этою похотию, сначала, по вступлении своем в монастырь, оставался по два и по три дня без пищи, а иногда и целую неделю ничего не вкушал, изнурял себя жаждою, лишал себя сна ночью и в таких страданиях провел три года. Но не находя себе покоя, он, по наставлению преп. Антония, затворился в тесной его пещере, и еще 30 лет боролся с мучительною страстию и помыслами, усугубил свое бдение и пост, надел на себя тяжкие железныя вереги, измождал себя стужею и голодом. Когда и это оказалось недостаточным, выкопал глубокую яму, влез в нее, засыпал себя перстию по плеча, так что только голова и руки оставались свободными, и в этом состоянии провел великий пост. Наконец, Господь услышал многострадального и, по молитвам другого великого девственника, ныне прославляемаго Моисея Угрина, которого мощи покоились в той же пещере, даровал Иоанну победу над страшным врагом и покой душевный.
III. Подвижники и подвижницы благочестия, заботящиеся не только о внешней телесной непорочности, но и о чистоте помыслов, о целомудрии сердца, да помнят, что в Моисее Угрине имеют они своего споборника и помощника, и молитвою да приближают к себе угодника Божия.
Образ Моисея Угрина да вразумит тех, которые являются поборниками брака по разсчету, из-за денег и связей жертвуют нравственным благосостоянием чад и присных своих.
Целомудрие Моисея Угрина да устыдит тех, которые плотские грехи считают ни во что во имя ложной мысли удовлетворения требований природы, и потому даже и не думают удаляться от плотских похотей, воюющих на душу, но с дерзостию и упорством творят беззаконие. Да будет же пример препод. Моисея образцом подражания для всех христиан!