Книга 5. Поучение 53
I. В день преподобного ныне прославляемаго Арефы печерскаго, некогда страдавшаго скупостию и сделавшаго себе из своего богатства идола, пока благодать Божия не поставила его в правильныя отношения к земным стяжаниям, уместно будет, братие мои возлюбленные, побеседовать с вами о нашем идолопоклонстве - не языческим божествам, но разным страстям и порокам.
II. Древние, не знавшие истинного Бога народы, поклонялись ложным богам. К ним по временам присоединялись даже евреи - знавшие истинного Бога. Не поклонялись ли они божествам: Астарте, мерзости сидонской, и Хамосу, мерзости моавитской, и Милхому, мерзости аммонитской? (4Цар. 13:13). Последнему поклонники приносили в жертву даже своих детей.
И эти божества были воплощением и обоготворением телесных похотей и естественных сил природы; они представляли собою образцы страстей и приводили ко всеобщему нечестию и распущенности нравов. Люди поклонялись Молоху, потому что страх преступных сердец делал их кровожадными и жестокими. Они боготворили Ваал-Фегора (Чис. 25:3), потому что сами себя развращали, жертвуя в честь его своим целомудрием. Они поклонялись Маммоне (Лк. 16:13), потому что больше любили золото, нежели Бога.
Без сомнения, далеко не ко всем богатым относится сказанное, но только к некоторым, пристрастившимся к нему до безумия и изгнавшим из своего сердца всякое человеческое сострадание. Есть и такие богатые, которые почитают за величайшее наслаждение расточать свое богатство на дела человеколюбия и на такие учреждения, которыя служат ко славе Божией. Честь, слава и вечное блаженство им, - стыд, позор и вечное горе себялюбивым богачам.
а) К сожалению, в наше время есть много поклонников Маммоне, богу богатств, которые совершенно равнодушны к страданиям своих ближних. Им все равно: орошено ли золото слезами вдовиц, или окрашено человеческою кровью, лишь бы забрать его и запрятать в и свои ломящиеся, переполненные сундуки. Разве это идолопоклонство безвреднее другого? Разве святой апостол Павел не говорит о любостяжании, которое есть идолослужение (Кол. 3:5)?
б) Разве теперь нет поклонников Ваала, бога чувственности и нечистоты, так же как и в пустыне, где развратился народ в то время, когда Моисей говорил с Богом на Синайской горе (Исх. 32:7)?
Не нужно ли другого Моисея, который поверг бы в прах этих чувственных идолов? Не достаточно ли этого, чтобы разгневать Бога и побудить Его поступить с нами подобно тому, как Он поступил с Содомом и Гоморрой?
в) Разве нет у нас бога пьянства со всеми ужасными последствиями служения ему? Иностранные изследователи и русские писатели в один голос нам говорят, что нет более ужасной нищеты и зловонной грязи, чем в столичных городах; и это несмотря на наши законы, несмотря на избыток громадного богатства, несмотря на миллионы, истраченные на наше воспитание, и несмотря на размножение всяких уставов! В чем главная причина всему этому? Главная причина этого грустного явления, как знает всякий мало-мальски знакомый с бедным классом, заключается в пьянстве.
Спросите у верного и опытного духовенства бедных приходов; спросите у полиции, у начальства, у мирового судьи, у тюремного священника; спросите больничных докторов, директоров домов умалишенных; спросите школьных учителей в бедных участках, и все они вам ответят тем же словом - пьянство. Это - пьянство, которое повергает в нищету тысячи, которое каждый год убивает сотни и тысячи людей; которое подтачивает безчисленное множество жизней; которое нарушает мир тысячи семей; которое зажигает адское пламя во многих домах; которое причиняет такую смертность детям.
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим; возлюби ближняго твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39).
Многие из нас не поняли этих заповедей как следует, и очень немногие - хоть сколько-нибудь, хотя это такие св. и великие заповеди, без исполнения которых нет возможности наследовать царствие Божие. Если бы из нас кто-нибудь понял их значение, то, несомненно, усвоил бы себе правило, которое сделало бы невозможным для него вести жизнь сознательно грешную!
III. Благочестивые и христолюбивые слушатели! ни один из дурных людей не мог бы вести жизнь подобную его, если бы он истинно понял значение первой заповеди: и изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исх. 20:1-3).
Христиане, раньше чем мы спросим себя, любим ли мы И. Христа, нашего Спасителя, или неть, не следует ли нам поставить себе вопрос: веруем ли мы в Бога? Эти слова требуют от нас полного чистосердечия.
Когда нам говорят, что Господь Бог - ревнитель (Исх. 20:5), то это значит, что для Него разделенное служение - не служение, и что Он не может допустить, чтобы сердце человека могло принадлежать больше Молоху, Маммоне и Ваалу, нежели Ему. Он на нашем пути и над нашей постелью. Он знает всякую мысль нашего сердца. Подобно тому, как глаза портрета, по-видимому, следят за нами по комнате, так глаз Господень следит за нами везде. В подобных случаях одни испытывают, быть может, страшное чувство, а другие, напротив, благоговейное.
Но для праведного человека знать, что Бог видит его, и что взор Его всегда управляет им, это великое благодеяние. Многие совершают страшные грехи; и хотя жизнь их вся соткана из лицемерия, но, несмотря на все это, они полнеют и кажутся здоровыми. У других, наоборот, самая легкая и простительная, по мнению людей, ошибка падает огненной искрой на их нежной совести. Какая разница между этими людьми? Преступник говорит: нет Бога или Богу то все равно. Праведный человек знает, что сделайся он невидим, а два свидетеля (два глаза Божии) все-таки увидят его проступок, и это будет хуже, чем если б весь мир узнал о нем. Он сам будет сознавать свою вину, и она будет мучить его скрытым стыдом. Бог будет знать, и одна мысль, что он оскорбил Его или стал чуждым Ему, будет терзать его сердце. И поэтому он никогда не старается и не желает скрыться от Бога. Его жизнью руководит св. и спасительная истина: Бог видит меня. Это становится для него первой и главной побудительной причиной к добродетели; если он, несмотря на человеческую слабость, в состоянии придерживаться не только буквально, но и душевно, всех остальных заповедей Господа, то это потому, что, как христианин, он научился исповедывать Иисуса Христа, как Сына Божия, и придя к Отцу посредством Сына, он узнал значение этих слов: и изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20:1-3).