Книга 6. Поучение 63
I. Однажды, в первый год Своего общественного служения роду человеческому, Иисус Христос проходил по берегу Галилейского озера. Увидевши двух юношей братьев, закидывавших в море сети, Симона, называемого Петром, и Андрея, впоследствии ап. Андрея Первозванного, память коего совершается ныне, Спаситель, как бы мимоходом, сказал им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Братья не стали расспрашивать своего Божественного Повелителя, кто Он, какою силою приказывает им и куда поведет их за Собою, но тотчас оставили свои сети и последовали за Спасителем. Идя с ними далее, Иисус Христос увидал еще двух братьев - Иакова и Иоанна, сидевших вместе с отцом своим Зеведеем в лодке и занимавшихся починкою сетей. Прозирающий сердца и утробы человеческие, Сын Божий призвал и этих юношей; и они тотчас же с полною готовностью откликнулись на призывавший их голос: оставили отца, лодку и сети и пошли за Иисусом.
Вот евангельская история призвания к апостольству первых учеников Спасителя. Как, по-видимому, она проста, но в самом деле как поучительна она для нас, христиан!
II. Не всякий ли из нас, исповедующих Бога и Христа, призван со дня своего крещения к последованию за Христом? Не всякий ли должен стремиться к небесной славе, по примеру Христовых апостолов, вслед за святыми угодниками Божиими, ублажаемыми св. Церковью? Правда, мы не слышим из уст Самого Спасителя призывающего нас голоса, как это было с апп. Петром и Андреем. Но этого достойны были только люди, которым предназначено было уловить вселенную, собрать из людей стадо Христово. Для вас же вполне достаточно и того призыва, который мы слышим в переданных нам апостолами речах и словах Спасителя.
а) Кто слушает в храме Божием чтение Евангелия, тот должен слушать его так, как будто бы говорил Сам Иисус Христос. Нужно помнить, что в Церкви невидимо всегда присутствует между вами Сам Господь по непреложному Его обещанию: где собраны будут двое или трое во имя Мое, там Я посреди их. Здесь, в церкви Божией, божественный голос Христа раздается во всем: и в совершаемых пред нашими глазами священнодействиях, и в чтении божественных писаний, и пении умилительных церковных песней, и в созерцании святых икон. Все это говорит нашему сердцу, чтобы мы оставили пристрастие к суете мирской, прилепились ко Христу и неотступно следовали за Ним, исполняя Его святую волю. Он стоит при дверях сердца каждого из нас и стучит, и если кто отверзет двери, входит к тому и вечеряет с ним (Отк. 3:20).
б) Что другое, как не призыв Божий к покаянию, означают внезапно постигающие нас несчастия в этой жизни, страшные явления природы, случающиеся с нами по временам, нежданные милости или угрызения нашей совести? Потому, если кто услышит такой призыв или изнутри себя, или откуда-либо со стороны, если кому придет мысль начать жить по-божьи, тот пусть немедленно приводит эту мысль в исполнение, тот пусть не отлагает святой своей решимости ни под каким предлогом, ни на один день и час, но, оставльше вся абие, следует за Христом. Не говори: вот поживу еще год для мира, вот устрою свои дела, а там и примусь за угождение Богу. Нет, как поступили Симон и Андрей, услышав призыв Спасителя, так должны поступать и мы. Они даже и сетей своих не прибрали, но просто бросили их; так и мы должны немедля расстаться со всем, что стоит помехою на пути ко спасению, отречься от мирских уз и удовольствий. В самом деле, хорошо ли для христианина неправедные дела ежечасно, ежеминутно допускать, а сделать что-либо доброе, послужить Богу, поработать для спасения своей души - отлагать до будущего времени?
III. Как же мы относимся, братия христиане, к обращаемому к нам призыву Христа Спасителя? Следуем ли за Ним, нашим Искупителем, так поспешно и бесповоротно, как апостолы Петр, Андрей, Иаков и Иоанн?
а) К сожалению, между нынешними христианами совсем почти не стало апостольской ревности. Ныне почти совсем не слышно, чтобы кто-либо из нас оставил свои житейские занятия, все свое имущество и всецело посвятил себя на служению Богу и Христу. Ныне, напротив, многие не хотят посвящать на богоугодные, спасительные дела даже нескольких минут, отказываются ради Христа уделять на пользу нуждающегося ближнего и малой доли своих достатков. Большинство же из нас, современных христиан, правда, с умилением и покорностью принимают божественное призывание ко спасению, но отлагают исполнение спасительных советов с часу на час, год от году, на неопределенное время.
б) Мирские удовольствия, житейские нужды и греховные привычки до того привязывают к себе наши сердца, что из-за них мы нередко как бы совсем забываем закон Христов, и не еже бо хощем, доброе творим, но еже не хощем злое, сие содеваем. Как часто из-за какого-либо мелочного и ничтожного дела многие решаются и службу Божию опустить, а иногда и ближнего обидеть. Да, если заглянуть в нашу жизнь, то мы согласимся, что нас отвлекают от Бога большей частью самые мелочные вещи, что между нами из-за самых пустых дел возникают иногда несогласия и распри. А ведь они всегда влекут нас к делам и поступкам, вовсе неизвинительным для последователей Иисуса Христа, Учителя взаимного мира и любви.
Итак, христианин, блуждающий по стогнам и распутиям суетного века сего, перестань говорить в оправдание своего нерадения и беспечности о спасении, что мы люди грешные, что мы не можем быть святыми. Нет, не только можем, но и должны сделаться святыми с помощью призывающей ко спасению и всеосвящающей благодати Божией.