Неизвестный новоафонский монах
Многие желают, как говорят, слышать живое слово от опыта, как научиться молиться, но не многим удается получить желаемое.
Правильное действие молитвы в нынешнее время есть у весьма немногих, а потому редким искателям молитвы удается научиться молитве путем научения от кого-либо, опытно достигшего сего делания правильным путем.
Хотя и передают некоторые вопрошающим их кое-какое познание о молитве, но оно весьма недостаточно сравнительно с тем, что мы видим в писаниях святых отцов подвижников, все до точности познавших личным опытом и проходящих молитвенное делание. Самое верное средство научиться молитве - это святоотеческие писания. Не лишним будет и вопрошать, и советоваться с теми, кто занимается сим молитвенным деланием, и с теми, кто особенно отличается рассуждением и ведает писания святых отцов.
Итак, с верою в помощь Божию, со смиренным мудрованием, всякому, желающему научиться молиться, можно приняться за это святое дело. Для этого, отвергнув всякое самомнение, самоволие, самочиние, - нужно предаться в послушание старцу или духовнику, не смущаясь неумением его и не страшась бесовских козней. Бог сохранит тебя. Если, быть может, и окажется какая-нибудь ошибка, она исправится ради смирения и послушания. Всякий ученик не бывает без ошибок, но все-таки ученики достигают своей цели, а некоторые даже превосходят искусством своих учителей, ибо Господь сказал: "Довлеет ученику, да будет яко учитель его…" (Мф. 10:25). Непослушных и самочинников преследует прелесть, а не тех, которые отсекли свою волю и послушливы своим отцам.
Успех более от смирения и послушания, нежели от дел по самонадеянности. Прискорбно нам, что нет в наши времена истинных руководителей и наставников в деле внутреннего молитвенного делания, но, несмотря на это, усердные искатели молитвы и ныне могут обрести молитвенную благодать. Господь Сам поруководит на пути сем рабов своих. Если нелестно примутся за это дело, то достигнут такого восхождения, какое Сам Бог восхощет даровать им. Опыт же нынешних делателей сомнителен и не безопасен, потому что проходится более самочинно, а не по послушанию, и он может быть далеко не истинен, поддельный, более изощренный знанием писаний и самомнением, нежели прохождением на деле. А кто и проходит делом, то перемешана ложь с истиной, - неискусным распознать это трудно. Они без проверки знающими дело остаются во мнении - якобы правильным идут путем. Кому теперь довериться? Вместо кормчего нападешь на простого гребца. Вместо истинного учителя на впавшего в прелесть, а то еще и на еретика.
Отовсюду беды. "Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь" (Пс. 33:22). Действительно "взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага" (Пс. 33:11). Божественное писание есть свет души, ищи в нем жизнь. Что тебе от старца будет дано или указано, то и читай. Как он рассудит, так и делай. Без его воли мы ничего не делаем. За послушание всякое дело у тебя будет свято. Нечистую примесь со смирением и самоукорением сказывай старцу. Таким путём и святые отцы шествовали. Господь один и тот же, тогда был и теперь есть; тогда спасал и теперь спасет. Еще более любит и возлюбит нынешних искателей Его, чем в то время, когда наставниками богаты были люди...
Господь сказал апостолу Фоме: "яко видев Мя, веровал еси; блажени не видевшии и веровавше" (Ин. 20:29), ибо они, как бы говорит Он, более достойны одобрения. Как голодный не утоляет голода одним видением хлеба, и жаждущий не утоляет жажду видением воды, так и желающий научиться молиться без личного своего труда не научится от одного желания.
Жить нужно по Евангелию. А это как? Смотри на святых отцов и подражай им. Они были точные исполнители заповедей Христовых.
Я весьма затрудняюсь говорить что-либо от своего опыта о молитве, ибо скуден есмь и нищ, и невежда в сем деле... Но поелику, как неискусный управитель, по своей глупой простоте рассказывает всем и каждому о своем сокровище, где оно, и какое оно, таким и я являюсь, открывая то, что ненужно бы никому говорить.
Просьба твоя о сем убедила меня. Я же, как несмысленный, не зная как иначе поступить, делаю сие, быть может, тебе на пользу, но для себя - несомненный вред. Прошу твоих святых молитв ко Господу о моем таковом поступке, чтобы Господь покрыл меня Своею милостью, и все сие послужило бы нам обоим во спасение. Сознаю, что дело сие не по моим силам. Но, Господи Боже, будь милостив ко мне грешному! Вот моим опытом замечено, по силе усвоено, а некоторое делание еще продолжается, и будет с Божией помощью, быть может, и до моей кончины продолжаться.