Почему в день Успения Богоматери святая церковь повелевает нам радоваться

Книга 15. Поучение 27

I. Событие, ныне воспоминаемое, по видимому печально: Пресвятая Дева на смертном одре; тело Ея бездыханно; святые апостолы с плачем готовятся к Ея погребению.

Церковь между тем повелевает нам не скорбеть, а радоваться, и ради этой радости прекращает дни поста. Где же источник этой радости?

II. а) Уже самое слово - Успение Божией Матери показывает, что смерть Ея была необыкновенная. Это был сон самый сладостный, за которым скоро последовало еще более радостное пробуждение. За несколько дней до успения, архангел Гавриил явился к Ней с радостною вестию о скором соединении с возлюбленным Сыном. В то же время всемогущая сила Божия со всей вселенной собрала в Иерусалим апостолов, чтобы они воздали Ей честь погребения. В самый час кончины, необычайный свет осиял Ея храмину, как бы разверзлась кровля, и в отверстом небе виден был Сам Господь с ангелами и святыми - исходящий во сретение Своей Матери. Апостол Фома, по особенному устроению Божию, является после Ея погребения, желает поклониться Ей: гроб открыли, но уже не нашли в нем тела Богоматери. В такой дивной кончине Преблагословенныя Девы, к утешению всех, явилась с особенным торжеством сила Господа, Который смертию Своею и воскресением сокрушил жало смерти и из страшной и мучительнейшей сделал ее для верных Своих последователей радостною и блаженною. Здесь первая причина нашей радости.

б) Во-вторых, мы радуемся о Преблагословенной Деве, что Она, после скорбей и страданий, которыми, по предсказанию праведного Симеона, преисполнена была Ея жизнь, наконец получила награду, соответствующую Ея добродетели. Преблагословенная Дева до самой блаженной кончины Своей умаляла Себя, смиряла, терпела; с этих пор начинается и Ея возвеличение и прославление. Пророк Давид провидел это возвеличение Приснодевы и в радостном восторге воскликнул: "предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преукрашена" (Пс. 44:40). Таким образом при гробе Богоматери обнаружилось новое значение смерти, данное Ей Воскресшим из гроба; будучи доселе наказанием за грех, она сделалась теперь свидетельницею добродетели, наградою подвигов, совершаемых в жизни. У гроба познается человек; вся жизнь его как бы выступает наружу: клевета смолкает, покров смирения разоблачается, добродетель и правда торжествуют. "И услышал я голос с неба, говорящий мне", пишет в откровении тайновидец Иоанн, "напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей", "говорит Дух, они успокоются от трудов своих и дела их идут в след за ними" (Отк. 14:13).

в) Третью причину радости изъясняет церковная песнь: "в молитвах неусыпающую Богородицу и предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста". При жизни Своей Она была ходатаицею за бедных пред Сыном и ради Ея творились чудеса, когда еще не пришел час их (Ин. 2), почему сами св. апостолы уповали на Ея молитвы и не могли не скорбеть при мысли об Ея кончине. "Не оставлю вас в сиротстве по Моем преставлении, - утешала Она скорбевших, - не только вас, но и весь мир буду посещать: назирать и помогать бедным" Исполнилось слово Ея. Превознесенная паче серафимов, Она стала могущественнейшею ходатаицею за всех, поистине Материю всего христианского мира. Какой град, какая весь не познали спасающей силы молитв Ея? Кто и из нас не испытал этой силы в собственной жизни, если только с верою и упованием прибегал к Ней?

III. Вот почему св. церковь повелевает нам не скорбеть в день Успения Божией Матери, а радоваться, и ради этой радости прекращает дни поста.