Ошиб­ки во время обу­че­ния Иису­со­вой мо­лит­вы и их устра­не­ние

Ар­хи­манд­рит Иеро­фей (Вла­хос)

- Вы мно­го­го про­си­те. Никто не может обу­чить­ся мо­лит­ве, не под­ви­за­ясь лично не при­сту­пив к этому ум­но­му де­ла­нию. Сколь­ко бы ни го­во­ри­ли дру­гие, это про­сто вве­де­ние, ко­то­рое вы­зо­вет в тебе ду­хов­ный ап­пе­тит. Од­на­ко, чтобы за­кон­чить свои мысли об Иису­со­вой мо­лит­ве, ве­ро­ят­но, сле­ду­ет ска­зать кое-что об опас­но­стях и ошиб­ках, ко­то­рые могут ждать на этом пути.

- Очень хо­ро­шо, - от­ве­чал я. - Ранее Вы го­во­ри­ли, что мо­на­хи из­бе­га­ют непо­сред­ствен­но вво­дить ум в серд­це, ис­поль­зуя для этого дру­гие сред­ства - с целью укло­нить­ся от опас­но­стей. Что пред­став­ля­ют собой эти опас­но­сти и ошиб­ки?

- Пер­вая ошиб­ка воз­ни­ка­ет вме­сте с по­мыс­лом о том, что бла­го­дать об­ре­та­ют в ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни. Мно­гие, при­сту­пая к свя­щен­но­му де­ла­нию мо­лит­вы, стре­мят­ся быст­ро войти в со­зер­ца­ние Света. Но, по­сколь­ку это да­ет­ся не тот­час и не всем, они устра­ша­ют­ся и разо­ча­ро­вы­ва­ют­ся. По­движ­ник дол­жен при­нять ре­ше­ние вести борь­бу мно­гие годы. Бог не на­си­лу­ет нашу волю, по­сколь­ку мы - лич­но­сти и, сле­до­ва­тель­но, об­ла­да­ем сво­бо­дой. Но и мы не смеем на­си­ло­вать сво­бо­ду Бога, ибо Он - Лич­ность. Т.е. нам нужно поз­во­лить Ему прий­ти, когда Он рас­су­дит и по­же­ла­ет.

Он оста­но­вил­ся нена­дол­го.

- Дру­гая ошиб­ка со­сто­ит в том, что мы при­да­ем боль­шое зна­че­ние пси­хо­тех­ни­че­ским ме­то­дам. Од­на­ко эти ме­то­ды (вдох - выдох, би­е­ние серд­ца и тому по­доб­ное) - про­сто до­пол­ни­тель­ные сред­ства для со­сре­до­то­че­ния ума, для из­бав­ле­ния его от чуж­дых эле­мен­тов. Т.е. ме­то­ды имеют не ма­ги­че­скую силу, а вспо­мо­га­тель­ную, осво­бож­дая ум от рас­се­ян­но­сти. Когда ум со­сре­до­то­чит­ся и ста­нет легко вхо­дить в себя, все до­пол­ни­тель­ные сред­ства от­ме­ня­ют­ся.

- Но есть и дру­гие ошиб­ки?

- Ра­зу­ме­ет­ся. Пе­ре­ска­ки­ва­ние при про­хож­де­нии мо­лит­вы. Ранее мы го­во­ри­ли о том, что су­ще­ству­ют раз­лич­ные этапы ее раз­ви­тия, ко­то­рые мы раз­де­ли­ли на пять. Пер­вый - когда мо­лит­ву про­из­но­сим уста­ми. Вто­рой - когда удер­жи­ва­ем па­мять об Иису­се в уме и затем толь­ко сво­дим ее в серд­це. Од­на­ко неко­то­рые на­чи­на­ют непо­сред­ствен­но со вто­ро­го этапа и не до­сти­га­ют боль­ших успе­хов. Дру­гие с пер­вой сту­пе­ни пе­ре­хо­дят прямо на тре­тью, глав­ным об­ра­зом, к ды­ха­нию. Опас­ность (как я уже от­ме­чал) за­клю­ча­ет­ся в том, что по фи­зи­че­ским при­чи­нам серд­це может ис­пы­ты­вать боль и су­ще­ству­ет ве­ро­ят­ность того, что мо­лит­ва оста­но­вит­ся. Ко­неч­но, недо­мо­га­ние не воз­ник­нет, но вполне воз­мож­но, что эта свя­щен­ная де­я­тель­ность пре­рвет­ся.

- Также и во­круг слез со­зда­ет­ся несколь­ко про­блем, - про­дол­жал он.

- То есть?

- Ранее мы ска­за­ли, что, когда мо­лит­ва укре­пит­ся в уме, глаза увлаж­ня­ют­ся и бегут бес­чис­лен­ные слезы. Од­на­ко это не все­гда необ­хо­ди­мо. Мо­лит­ва может хо­ро­шо идти и без этого. Сле­до­ва­тель­но, не стоит разо­ча­ро­вы­вать­ся при их от­сут­ствии, ибо они при­хо­дят, если того по­же­ла­ет Бог. Также, когда нас за­ли­ва­ют по­то­ки слез, не сле­ду­ет при­да­вать этому зна­че­ние и опи­сы­вать свое со­сто­я­ние дру­гим. Ас­ке­ти­че­ский опыт сви­де­тель­ству­ет, что стоит толь­ко рас­ска­зать, как тот­час они пре­кра­ща­ют­ся и впо­след­ствии с тру­дом воз­вра­ща­ют­ся. Особо под­черк­ну, что, зная этапы умной мо­лит­вы, нужно из­бе­гать рас­смат­ри­вать, на каком из них мы на­хо­дим­ся. Долж­но про­дви­гать­ся в сми­ре­нии. Ка­жет­ся, недав­но я уже го­во­рил, что гор­дость в мо­лит­ве - глу­пость. Имен­но глу­пость. Че­ло­век упо­доб­ля­ет­ся ни­ще­му, про­ся­ще­му ку­со­чек хлеба и пре­воз­но­ся­ще­му­ся, когда по­лу­чит его. Глу­пость и па­де­ние!

- Вижу, что и здесь сми­ре­ние иг­ра­ет важ­ную роль? - Везде! Свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий го­во­рит, что сми­рен­но­муд­рие яв­ля­ет­ся со­кро­вищ­ни­цей всех доб­ро­де­те­лей. Оно хра­нит все доб­ро­де­те­ли и, в ко­неч­ном счете, хра­нит са­мо­го себя. В целом, в ду­хов­ной жизни сле­ду­ет тща­тель­но из­бе­гать гор­до­сти, осо­бен­но же когда она пред­став­ля­ет­ся как тще­сла­вие. Без со­мне­ния. Вы зна­е­те, что тще­сла­вие воз­ни­ка­ет в любой доб­ро­де­те­ли. К слову ска­зать, в мол­ча­нии, в посте, в бде­нии, осо­бен­но в мо­лит­ве, осо­бен­но в без­мол­вии, в дол­го­тер­пе­нии. Отцы го­во­рят, что тще­сла­вие по­доб­но пре­да­те­лю, тайно от­кры­ва­ю­ще­му врата го­ро­да, чтобы впу­стить врага внутрь. Тогда, каким бы пре­крас­ным ни был город, как бы ни были силь­ны его за­щит­ни­ки, каким бы хо­ро­шим обо­ро­ни­тель­ным по­ло­же­ни­ем ни об­ла­дал, его за­ни­ма­ет враг. То же слу­ча­ет­ся и в ду­хов­ной жизни. Какие бы доб­ро­де­те­ли мы ни имели, какой бы силой ни рас­по­ла­га­ли, тще­сла­вие пре­даст нас лу­ка­во­му. Отцы со­ве­ту­ют ни­ко­гда не при­ни­мать­ся за дело, ко­то­рое пред­по­ло­жи­тель­но ведет к тще­сла­вию.

- Этого я не могу по­нять. Не объ­яс­ни­те ли Вы мне по­дроб­нее?

- Вер­нем­ся к во­про­су о мо­лит­ве. Ве­ру­ю­щий не дол­жен пе­ре­усерд­ство­вать в этом де­ла­нии, ибо в таком слу­чае его на­вер­ня­ка со­блаз­нит диа­вол. Делая что-либо пре­вы­ше своих сил, он ста­но­вит­ся ору­ди­ем диа­во­ла и, увле­ка­е­мый им, в какой-то мо­мент остав­ля­ет­ся, од­но­вре­мен­но от­бра­сы­ва­ет­ся назад и па­да­ет очень низко. Чаще всего гиб­нет.

- Как же из­бе­жать этого тя­же­лей­ше­го па­де­ния?

- Спа­си­тель­ный путь - скорбь и по­слу­ша­ние. Мо­лит­ва очень тесно свя­за­на со скор­бью. Когда диа­вол уви­дит кого-либо про­во­дя­щим жизнь в скор­би, он не оста­ет­ся там, но бежит, ибо устра­шен сми­ре­ни­ем, по­рож­да­е­мым скор­бью. "Ве­ли­чай­шее ору­жие за­клю­че­но в мо­лит­ве - скорбь; не впа­дая по при­чине ра­до­сти, до­став­ля­е­мой мо­лит­вой, в са­мо­на­де­ян­ность, но из­брав для себя ра­дост­ную пе­чаль, со­хра­нишь­ся по­вре­жден­ным", по сло­вам свя­то­го Гри­го­рия Си­на­и­та. При про­хож­де­нии чи­стой мо­лит­вы необ­хо­ди­мы скорбь и осо­зна­ние своей гре­хов­но­сти. По­движ­ник дол­жен дер­жать ум в аде и не от­ча­и­вать­ся. К тому же чув­ство гре­хов­но­сти ("ни­чтож­но­сти") и на­деж­да на Иису­са Че­ло­ве­ко­люб­ца - ха­рак­тер­ный при­знак Пра­во­сла­вия и ос­нов­ная черта всех тро­па­рей. Ра­зу­ме­ет­ся, нужно под­черк­нуть, что боль­шая скорбь - удел немно­гих. Все не в со­сто­я­нии жить в такой глу­бо­кой скор­би, ибо, чтобы не по­ко­ле­бать­ся, тре­бу­ет­ся огром­ная сила и пред­ва­ри­тель­ное вку­ше­ние Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти. Но, по мере силы, каж­до­му необ­хо­ди­ма в жизни эта бла­жен­ная скорбь. Необ­хо­ди­мо и без­ого­во­роч­ное по­слу­ша­ние стар­цу. Все, даже самое малое, де­ла­ет­ся по его бла­го­сло­ве­нию и муд­ро­му ру­ко­вод­ству. В том числе и в слу­чае с Нетвар­ным Све­том.

- Какое от­но­ше­ние имеет по­слу­ша­ние стар­цу к со­зер­ца­нию Нетвар­но­го Света? - спро­сил я, по­ра­жен­ный услы­шан­ным.

- Когда че­ло­век ше­ству­ет в оди­ноч­ку, без необ­хо­ди­мо­го бла­го­сло­ве­ния, он от­бра­сы­ва­ет­ся диа­во­лом, о чем мы го­во­ри­ли ранее. В нем зреет неукро­ти­мое же­ла­ние ви­деть Нетвар­ный Свет. Он по­ла­га­ет, что это со­вер­шен­ство и же­ла­ет быст­рее до­стичь его...

- Это нехо­ро­шо? - пе­ре­бил я.

- Да. Свя­той Диа­дох ука­зы­ва­ет, что по­движ­ник не дол­жен про­во­дить ас­ке­ти­че­скую жизнь в на­деж­де ви­деть Нетвар­ный Свет, "чтобы са­та­на не нашел душу го­то­вой к пле­не­нию им". При­сту­пать к де­ла­нию мо­лит­вы сле­ду­ет с лю­бо­вью к Богу и с по­слу­ша­ни­ем Его свя­той воле, по­сколь­ку воз­мож­но, что диа­вол, "при­ни­ма­ю­щий вид ан­ге­ла света", при­мет вид ан­ге­лов, ко­то­рые ста­нут слу­жить ему. И во­об­ра­зит тогда" несчаст­ный, что до­стиг вы­со­ты со­вер­шен­ства, живя якобы с ан­ге­ла­ми и не по­до­зре­вая, что бе­се­ду­ет с бе­са­ми! Ис­ку­ше­ни­ем яв­ля­ет­ся и то, когда в часы мо­лит­вы по­движ­ник при­ни­ма­ет по­мыс­лы от бесов, вну­ша­ю­щих, что вско­ре он якобы уви­дит Нетвар­ный Свет. В этом утон­чен­ном и опас­ном слу­чае тре­бу­ет­ся боль­шое вни­ма­ние. Нужно оста­вить мо­лит­ву и на­чать страш­но уко­рять себя: "Жал­кий нече­сти­вец, жаж­ду­щий ви­деть Нетвар­ный Свет!" Ибо, отец мой, весь­ма опас­ный знак - мысль о том, что ты до­сто­ин ви­деть Нетвар­ный Свет. Также можно го­во­рить: "При­дут убий­цы мои, бесы, и по­хи­тят душу мою. Увы мне!" Тогда тот­час ис­чез­нет враг. Часто диа­вол, чтобы удо­вле­тво­рить че­сто­лю­бие мо­на­ха и пле­нить его еще более, при­но­сит свет в его кел­лию. Это не Нетвар­ный Свет, но твар­ный, т.е. бе­сов­ский.

- Как можно их рас­по­знать?

- Су­ще­ству­ет мно­же­ство спо­со­бов, по­мо­га­ю­щих от­ли­чить оба света. О несколь­ких я рас­ска­жу Вам. Во-пер­вых, в со­зер­ца­ние Нетвар­но­го Света вхо­дят в по­слу­ша­нии. Путь пол­но­го и бес­пре­ко­слов­но­го по­слу­ша­ния яв­ля­ет­ся га­ран­ти­ей ис­тин­но­сти. Все во­про­сы, име­ю­щие от­но­ше­ние к со­зер­ца­нию, по­движ­ник дол­жен вы­яс­нить у рас­су­ди­тель­но­го, свя­то­го и бес­страст­но­го стар­ца. Мысль не во­про­шать ру­ко­во­ди­те­ля - от са­та­ны, ко­то­рый стре­мит­ся дер­жать че­ло­ве­ка во тьме, за­блуж­де­нии и раб­стве. Во-вто­рых, Гос­подь ска­зал о лже­про­ро­ках: "По пло­дам их узна­е­те их" (Мф. 7:16). То же и здесь. По пло­дам вы­яв­ля­ет­ся ясное раз­ли­чие между Нетвар­ным Све­том и твар­ным. Нетвар­ный Свет при­но­сит в душу мир, спо­кой­ствие, сми­ре­ние, со­зна­ние ду­хов­ной ни­ще­ты. Ав­ра­ам, когда удо­сто­ил­ся го­во­рить с Богом, на­звал себя пра­хом и пеп­лом. "Ныне я го­во­рил к Гос­по­ду моему; я, прах и пепел". То же и пра­вед­ный Иов: "Я слы­шал о Тебе слу­хом уха; те­перь же мои глаза видят Тебя; по­это­му я уко­ряю сам себя, и ис­та­и­ваю, и счи­таю себя пра­хом и пеп­лом" (Иов. 42:5). Про­рок Исаия, уви­дев славу Божию, вос­клик­нул: "О, ока­ян­ный я! Ибо я уми­лил­ся, я - че­ло­век нечи­стый с нечи­сты­ми уста­ми, и живу среди на­ро­да с нечи­сты­ми уста­ми, - и видел Царя, Гос­по­да Са­ва­о­фа, очами моими" (Ис. 6:5). На­про­тив, при со­зер­ца­нии бе­сов­ско­го света по­яв­ля­ют­ся гор­дость, тще­сла­вие, мысль о до­сти­же­нии со­вер­шен­ства. Свя­той Гри­го­рий Си­на­ит го­во­рит: "Знай же, что явны дей­ствия бла­го­да­ти, ко­то­рые диа­вол, даже пре­об­ра­зив­шись, не может по­дать: кро­тость, уме­рен­ность, сми­ре­ние, пре­зре­ние мира, по­па­ле­ние на­сла­жде­ний и стра­стей. Все это дей­ствия бла­го­да­ти.

- Что видел ты, чадо? - от­ве­ча­ет тот.

- Свет, отче, слад­кий-слад­кий; не могу ска­зать тебе, отче, от­ку­да он - у меня не хва­та­ет на это ра­зу­ма.

Когда го­во­рит он это, тре­пе­щет и бьет­ся серд­це его и тот­час за­жи­га­ет­ся от любви к ви­ден­но­му. И затем вновь на­чи­на­ет го­во­рить со сле­за­ми го­ря­чи­ми и обиль­ны­ми: - Я видел, отче, тот Свет. Он тот­час на­пол­нил кел­лию, и исчез мир, скрыв­шись, как я думаю, от лица Его; и лишь были я и этот Свет. Не знаю, отче, было ли там тело мое, ибо я не по­ни­мал, ношу ли я тело или на­хо­жусь близ него. Меня охва­ти­ли ра­дость неопи­су­е­мая, лю­бовь и же­ла­ние ве­ли­кое, и по­бе­жа­ли по лицу моему по­то­ки и реки слез, ко­то­рые ты и сей­час ви­дишь.

От­ве­чая, он го­во­рит ему: - Это Он, чадо...

И вновь он видит Его, и мало-по­ма­лу со­вер­шен­но очи­ща­ет­ся, и, очи­стив­шись, при­бли­жа­ет­ся и спра­ши­ва­ет Его: - Это Ты, Боже мой? И от­ве­ча­ет и го­во­рит Он: - Это Я, Бог, став­ший ради тебя че­ло­ве­ком, и, вот, Я со­тво­рил тебя, как ви­дишь, и сде­лаю богом".

И от­то­ле скор­бя, умо­ляя и сми­ря­ясь, он на­чи­на­ет по­сте­пен­но по­зна­вать бо­же­ствен­ное..."

В это время подле нас по­явил­ся инок - по­слуш­ник стар­ца, к ко­то­ро­му я начал ис­пы­ты­вать рев­ность, так как он нашел муд­ро­го и опыт­но­го ру­ко­во­ди­те­ля. Он об­ра­тил­ся к стар­цу.

- Вы ве­ле­ли мне по­ли­вать де­рев­це. Я сде­лал это. По­ли­вать ли сей­час и дру­гое?

Тот по­смот­рел на него слег­ка за­дум­чи­во и затем от­ве­тил:

- Да, по­ли­вай.

И, об­ра­тив­шись ко мне, ска­зал:

- Это и есть по­слу­ша­ние, о ко­то­ром я го­во­рил ранее, и тот, кто его ис­пол­ня­ет и об­ра­ща­ет­ся по всем во­про­сам к сво­е­му ру­ко­во­ди­те­лю, будет иметь ду­хов­ное пре­успе­я­ние. Бла­го­да­ря ему до­сти­га­ет­ся мно­гое. Во-пер­вых, оно не поз­во­ля­ет фан­та­зии ме­тать­ся и пред­ла­гать ре­ше­ния, как де­ла­ют мно­гие мо­на­хи. Оно очи­ща­ет ум не толь­ко от слож­ных, но и от про­стых по­мыс­лов и, таким об­ра­зом, боль­ше со­сре­до­та­чи­ва­ет на мо­лит­ве. Во-вто­рых, оно на­уча­ет об­ра­щать­ся за со­ве­том. Во­про­шать сво­е­го ду­хов­но­го отца - зна­чит спа­стись. Где есть по­слу­ша­ние, там есть сми­ре­ние, ко­то­рое есть ос­но­ва по­слу­ша­ния, и, сле­до­ва­тель­но, не может про­красть­ся гор­дый дух - диа­вол, ко­то­рый, входя, вы­зы­ва­ет ужас­ные, без­об­раз­ные со­сто­я­ния. Во­об­ще, на пути этого свя­щен­но­го де­ла­ния по­слу­ша­ние крайне необ­хо­ди­мо. Без ру­ко­во­ди­те­ля мы не пре­успе­ем. Ста­рец опре­де­лит наш путь, уста­но­вит про­грам­му ду­хов­ной жизни, велит пре­кра­тить какое-то на­чи­на­ние, со­об­щит, хо­ро­шо ли и бо­го­угод­но ли мы ше­ству­ем. В лице стар­ца - Сам Бог. По об­ра­зу Хри­ста. Какое по­ло­же­ние у епи­ско­па в епар­хии, такое же по­ло­же­ние у игу­ме­на в свя­том мо­на­сты­ре и у стар­ца среди мо­на­хов, при­ни­ма­ю­ще­го на себя...

- Столь боль­шое зна­че­ние при­да­ет ас­ке­ти­ка стар­че­ству?

- Ра­зу­ме­ет­ся. Без стар­ца нель­зя пре­успеть и вести жизнь по неис­ка­жен­но­му Пре­да­нию. Как жизнь плоти пе­ре­да­ет­ся из рода в род, так пе­ре­да­ет­ся и ду­хов­ная жизнь. Ста­рец, но­си­тель и пре­ем­ник Пре­да­ния, со­об­ща­ет его сво­е­му ду­хов­но­му чаду и рож­да­ет его во Хри­сте. Он пе­ре­да­ет Пре­да­ние тому, кто хочет его об­ре­сти. В этом за­клю­ча­ет­ся спа­си­тель­ный смысл по­слу­ша­ния. Слу­шать­ся не для того, чтобы ни­ве­ли­ро­вать­ся, но чтобы умерт­вить зло в себе, от­ка­зать­ся от соб­ствен­ной воли и вос­при­нять Пре­да­ние, чтобы изоб­ра­зил­ся в нас Хри­стос. Я несу по­слу­ша­ние, чтобы ро­дить­ся. По­слу­ша­ние необ­хо­ди­мо также и по­то­му, что су­ще­ству­ет опас­ность за­блуж­де­ния. Об этом пишет авва До­ро­фей:

"Нет ни­че­го несчаст­нее, нет ни­че­го со­блаз­ни­тель­нее, как не иметь ру­ко­во­ди­те­ля на пути Бо­жи­ем". Тот же отец, тол­куя место из Прит­чей Со­ло­мо­но­вых: "Те, кто не имеет ру­ко­во­ди­те­ля, па­да­ют, как ли­стья" (Прит. 11:14), - го­во­рит, что лист, спер­ва зе­ле­ный и цве­ту­щий, позд­нее за­сы­ха­ет и па­да­ет, бу­дучи пре­не­бре­га­ем и по­пи­ра­ем. То же про­ис­хо­дит и с неиме­ю­щи­ми ду­хов­ни­ка. Он быст­ро чах­нет и по­па­да­ет во власть вра­гов. "Лист, по­на­ча­лу зе­ле­ный, све­жий, ра­ду­ю­щий глаз, по­сте­пен­но сох­нет, и па­да­ет, и, на­ко­нец, пре­зи­ра­ет­ся, и топ­чет­ся но­га­ми. Так и че­ло­век, не управ­ля­е­мый никем. Спер­ва он имеет рев­ность к посту, бде­нию, без­мол­вию, по­слу­ша­нию и про­чим доб­ро­де­те­лям; затем мало-по­ма­лу, когда рев­ность его гас­нет и не имеет он ру­ко­во­ди­те­ля для себя, ко­то­рый бы сдер­жи­вал и под­дер­жи­вал эту рев­ность, он неза­мет­но за­сы­ха­ет и па­да­ет и, в конце кон­цов, по­па­да­ет во власть вра­гов, и де­ла­ют они над ним, что хотят".

- При­ве­ду один при­мер, чтобы ты понял, как необ­хо­ди­мо иметь стар­ца для того, чтобы из­бе­жать оши­бок. Я знал мо­на­ха, ко­то­рый во время мо­лит­вы по­чув­ство­вал силь­ную боль в серд­це. Он тот­час рас­ска­зал об этом сво­е­му стар­цу. Тот за­бес­по­ко­ил­ся и по опыту, ко­то­рый имел, спро­сил, в какой части серд­ца он чув­ство­вал боль. Коща монах от­ве­тил, что в ниж­ней части и вовне, ста­рец велел: "Пре­кра­ти тот­час мо­лит­ву и не про­из­но­си ее в те­че­ние неде­ли, ибо боль долж­на чув­ство­вать­ся в верх­ней части серд­ца и внут­ри. В ниж­ней дей­ству­ют стра­сти и без­услов­но что-то за­мыш­ля­ет лу­ка­вый". И, таким об­ра­зом, монах осво­бо­дил­ся от ис­ку­ше­ния лу­ка­во­го, ко­то­рый уже начал дей­ство­вать. Отцы от сво­е­го опыта учат: "Когда уви­дишь но­во­на­чаль­но­го, ко­то­рый по своей воле вос­хо­дит на Небо, схва­ти его за ногу и стащи вниз, ибо то не будет ему по­лез­но".

Я убла­жил того по­слуш­ни­ка, ибо он имел боль­шое сми­ре­ние и столь свя­то­го стар­ца-на­став­ни­ка. И вспом­нил­ся мне стих, ко­то­рый при­во­дит пре­по­доб­ный Фе­о­дор Сту­дит по­слуш­ни­ку:

Иди сюда, боец, при­близь­ся ко мне, стань рев­ност­ным, сги­бай свою выю, по­ви­ну­ясь усерд­но, Бу­дучи весь сми­ре­ние, умерщ­вляя же­ла­ния, от­кры­вая каж­дый по­мысл серд­ца, не устра­ша­ясь ни пу­сты­ни, ни стол­па, ни дру­го­го ка­ко­го по­дви­га на пути, ве­ду­щем к жизни в Боге. Опе­ре­жай всех, как на­пи­са­но в Бо­жи­ем слове, ибо ты идешь по пути пер­вых му­че­ни­ков.

- Счаст­ли­вы мо­на­хи, пи­ю­щие ду­хов­ную жизнь! - ска­зал я. - Бла­жен­ны эти слад­ко­го­ло­сые птицы, на­сла­жда­ю­щи­е­ся ве­сен­ней росой - Богом! Мы не можем пе­ре­жи­вать таких со­сто­я­ний, ибо за­гла­ты­ва­ем вы­хлоп­ные газы своей нечи­сто­ты и пи­та­ем­ся пра­хом зем­ным, по­едая самих себя.

- Но и вы спо­соб­ны на­сла­дить­ся лу­ча­ми бо­же­ствен­ной славы, си­я­ни­ем Бо­же­ствен­но­го Света. Если же­ла­е­те стать бо­го­сло­ва­ми на прак­ти­ке, сле­ду­ет учить­ся мо­лит­ве, ибо тогда будет при­сут­ство­вать и дей­ство­вать Свя­той Дух. "Если ты бо­го­слов, мо­лись ис­тин­но, и, если мо­лишь­ся ис­тин­но, яв­ля­ешь­ся бо­го­сло­вом". Мысль, ко­то­рую я вы­ска­жу, по­мо­жет вам по­нять это. Можно после со­вер­ше­ния греха (глав­ным об­ра­зом, плот­ско­го) пи­сать бо­го­слов­ские ис­сле­до­ва­ния и за­ни­мать­ся ана­ли­зом свя­то­оте­че­ских тру­дов, но невоз­мож­но мо­лить­ся, ибо по при­чине греха по­те­ря­на бла­го­дать. Т.е. оста­нав­ли­ва­ет­ся мо­лит­ва, но не со­чи­ни­тель­ство. Стало быть, дей­стви­тель­ный бо­го­слов живет мо­лит­вой. Сле­до­ва­тель­но, и вы спо­соб­ны вос­при­ни­мать ве­се­ля­щие звуки бо­же­ствен­но­го про­све­ще­ния.

- Каким об­ра­зом? Вы могли бы очень по­мочь мне в этом во­про­се. Он крайне на­су­щен и необ­хо­дим.