Книга 4. Поучение 33
I. Ныне у нас, братия, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Церковь собрала нас в храм для торжественного поклонения ему. И вот мы, по ее примеру и указанию, повергаемся пред Крестом Господним на колени, преклоняем пред ним главы свои, лобызаем его устами своими. Но такого чествования нашего достаточно ли для истинного поклонения Кресту Господню?
Одного поклонения наружного, телесного пред крестом недостаточно. Святой Крест есть видимый представитель невидимого присутствия распятого на нем Господа: поэтому кланяться пред ним мы должны, как пред лицом Самого Распятого на нем. Человек состоит из тела и души; душа и тело его равно искуплены ценою крови Иисуса Христа; поэтому он должен душою и телом и поклоняться вознесенному на крест Искупителю. Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Его же имате от Бога, и несте свои; куплени бо есте ценою, прославите убо Бога в телесах ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор. 6:19-20), учит апостол Павел. Распятый на кресте есть не простой человек, а вместе и Бог, испытуяй сердца и утробы, зрящий не на лице, а на сердце: поэтому удовольствоваться одним наружным поклонением Он не может. Итак, братия, соединим с наружным, телесным поклонением Кресту Господню внутреннее, духовное поклонение ему.
II. В чем же должно состоять внутреннее поклонение Кресту Господню?
а) Внутреннее, духовное поклонение Кресту Господню состоит, во-первых, в подчинении разума нашего Божественному Откровению, в исповедании нами догматов веры так, как научил нас исповедать их волею восшедый на крест небесный Учитель Христос, и Сам лично, и чрез богопросвещенных апостолов, богомудрых пастырей и учителей Церкви на Вселенских Соборах. Но из нас не большая ли часть христиан не знает сущности веры Христовой, не знает главных догматов ее и не старается узнать их, считая таковое знание делом сторонним, нужным для одних духовных, как будто не для всех без различия едино есть на потребу, не для всех заключается живот вечный в том, чтобы знать единого, истинного Бога и Его же послал Он, Иисуса Христа, и творить всесвятую Его волю?
А иные, если и знакомы с истинами веры, то в исповедании их не держатся ли безразличия? Для них все равно так или иначе веровать, и потому они легко склоняются на противную сторону, разделяют мнения не православных христианских исповеданий, как будто Иисус Христос напрасно сходил с неба на землю и учил, напрасно посылал апостолов повсюду с проповедью; как будто изъяснение св. Писания целым собором мужей, известных по святости жизни, отличавшихся даром чудотворений, менее стоит доверия, чем толкование частных лиц, подозрительных по жизни, замеченных в лукавстве, не явивших в себе никаких знамений просвещения свыше. Другие же во многих предметах учения евангельского даже сомневаются, многим не верят. Таковых поклонение пред крестом будет ли приятно распятому на нем Господу Иисусу? Не будет ли оно походить на поклонение Пилатовых воинов, которые, падая пред Христом на колени и на землю и говоря: радуйся, царь иудейский!, в то же время плевали на Него, били Его по лицу и голове палкой?
б) Во-вторых, внутреннее, духовное поклонение Кресту Господню состоит в покорении воли нашей воле Христовой, - в сообразовании нами жизни и деятельности своей с жизнью и деятельностью пострадавшего за нас на кресте верховного законоположника Христа, в хождении нашем по Его божественным Заповедям. Аще кто Мне служит, Мне да последствует (Ин. 12:26); образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите (Ин. 13:15). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14:23), - говорит Сам божественный Искупитель. Глаголяй в Нем пребывати, должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит (1Ин. 2:6), учит возлюбленный ученик Христов Иоанн. Но из нас, чтителей Креста Господня, много ли видится последующих стопам Христовым, живущих по закону евангельскому? Не все ли почти из нас подражание Христу в образе жизни и деятельности ставят выше сил своих: исполнение закона евангельского оставляют на долю одних избранных Божиих, святых угодников Христовых, как будто угодники Христовы, избранные Божии, нам не подобострастны; как будто к Царству Небесному не для всех лежит один путь; и оттого ведут себя по-язычески, предаются всевозможным чувственным наслаждениям, управляются в действиях своих одними гнусными страстями и злыми похотями. От таковых поклонение Кресту Господню не примется ли Спасителем заодно с почестью Ему от иудеев, которые прежде приветствовали Его хвалебной песней: осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне царь Израилев, а после с неистовством вопили против Него: возьми, возьми, распни Его; не имамы царя, токмо кесаря?
в) Наконец, в-третьих, внутреннее, духовное поклонение Кресту Господню состоит в преданности сердца нашего до самоотвержения умершему за нас на кресте Спасителю, в любви нашей к Нему, николиже отпадающей, ничем не разлучаемой. Известихся, яко ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 14:7-9,8:38-39), пишет апостол Павел в послании к Римлянам. Но такова ли наша преданность положившему за нас душу Свою на кресте Христу? Нет. Она в нас так незначительна, что мы при первом встретившемся искушении готовы изменить Ему; на самое минутное наслаждение чувственности готовы променять Его, для самой ничтожной корысти, ради кратковременной и суетной славы и похвалы готовы отказаться от Него; из угождения миру - сынам века сего - часто прелюбодейным и грешным - готовы даже издеваться над Ним.
III. Итак, братия, поклоняясь Кресту Господню телом, преклоняйтесь пред ним и душою, т. е., преклоняя главу пред крестом, преклоняйте в то же время и ум ваш пред тайнами учения евангельского; преклоняя колена пред образом распятия, преклоняйте в то же время и волю вашу к соблюдению Заповедей Распятого; лобызая устами орудие смерти, прилепляйтесь в то же время и сердцем к умерщвленному им, чтобы поклонение ваше было истинное и благоприятное, целование ваше не лестное. Аминь.