Об от­но­ше­ни­ях гос­под и слуг

Книга 15. По­уче­ние 46

I. Св. му­че­ник Лупп, па­мять ко­то­ро­го ныне празд­ну­ет­ся св. Цер­ко­вью, был слу­гою св. ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия. На­хо­дясь при кон­чине сво­е­го гос­по­ди­на, он омо­чил его кро­вью свои одеж­ды и пер­стень и тво­рил ими мно­гие чу­де­са в Со­луне, за что, по по­ве­ле­нию Мак­си­ми­а­на, был усе­чен мечом.

II. Св. му­че­ник Лупп, быв­ший слу­гой св. ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, по­да­ет всем слу­гам об­ра­зец хри­сти­ан­ско­го от­но­ше­ния к гос­по­дам своим.

Бра­тия-хри­сти­ане! В ны­неш­нее время не все­гда можно ви­деть доб­рые от­но­ше­ния между хо­зя­е­ва­ми и при­слу­гой. Хо­зя­е­ва жа­лу­ют­ся на при­слу­гу, на ее невер­ность, ле­ность, гру­бость и дру­гие по­ро­ки. При­слу­га жа­лу­ет­ся на хо­зя­ев, что не ценят ее тру­дов, не воз­на­граж­да­ют как долж­но, что слиш­ком стро­ги, тре­бо­ва­тель­ны к своим слу­жа­щим. Может быть, и спра­вед­ли­вы по­доб­ные жа­ло­бы - и хо­зя­ев и слуг. Но от­ку­да они? Где глав­ный ко­рень их? Ко­рень их в са­мо­лю­бии. Каж­дый ищет сво­е­го, тре­бу­ет од­но­го, чтобы дру­гие точно ис­пол­ня­ли для него то, что обя­за­ны ис­пол­нять. Но от чего при этом не об­ра­тят вни­ма­ния на самих себя, на свое по­ве­де­ние в от­но­ше­нии к тем, с ко­то­рых много тре­бу­ют? Тогда на­вер­ное не было бы таких вза­им­ных неудо­воль­ствий между хо­зя­е­ва­ми и при­слу­гой.

а) Хо­зя­ин го­во­рит, что не хо­ро­ша у него при­слу­га, что он не может найти хо­ро­ших людей. Но хо­зя­е­ва спра­ши­ва­ли ли себя когда-ни­будь: хо­ро­ши ли они для своих слуг, - своим тер­пе­ни­ем, кро­то­стью и снис­хо­ди­тель­но­стью ста­ра­ют­ся ли смяг­чить гру­бость и дер­зость их? Сво­и­ми со­ве­та­ми, на­став­ле­ни­я­ми, уве­ща­ни­я­ми ста­ра­ют­ся ли ис­ко­ре­нить худые при­выч­ки у них? Когда слуга верен, че­стен, ста­ра­ют­ся ли оце­нить эту чест­ность и чем-ни­будь воз­на­гра­дить его за нее? К несча­стию, не то мы видим на самом деле. Хо­лод­но, без­участ­но от­но­сит­ся боль­шая часть хо­зя­ев к своей при­слу­ге. Они смот­рят на слугу, как на ра­бо­чую силу, ко­то­рая нужна им до­то­ле, до­ко­ле ра­бо­та­ет, как долж­но, до­став­ля­ет при­быль им. По­че­му-ни­будь сде­ла­лась при­слу­га неспо­соб­на к сво­е­му делу: по ста­ро­сти ли, по вне­зап­ной ли бо­лез­ни, они спе­шат сде­лать одно - ско­рее уда­лить ее от себя. Не мно­гие из хо­зя­ев по­ста­ра­ют­ся по­тер­петь ее, при­гла­сить врача; а по­се­тить в боль­ни­це - это ред­кое яв­ле­ние. А между тем, как это до­ро­го для боль­но­го слуги! Какая это была бы для него вы­со­кая на­гра­да. Мало хо­зя­е­ва де­ла­ют добра при­слу­ге и в дру­гих слу­ча­ях. Имея их много, на­при­мер, на фаб­ри­ках, могли бы устро­ить школу, чи­таль­ню, ду­хов­но нрав­ствен­ные бе­се­ды, и ни­че­го та­ко­го для них не де­ла­ют, остав­ляя целые массы на­ро­да в ду­хов­ной тьме. Есть, впро­чем, и ис­клю­че­ния, но это ред­кость. Мно­гие из слуг ни­ко­гда не бы­ва­ют в храме, по­дол­гу не го­ве­ют, а хо­зя­е­ва и не по­ду­ма­ют вра­зу­мить их. Но что всего при­скорб­нее, мно­гие даже на­ме­рен­но от­вле­ка­ют их от храма и от ис­пол­не­ния хри­сти­ан­ско­го долга, боясь упу­ще­ний по хо­зяй­ству; у мно­гих хо­зя­ев слу­жа­щие и в празд­ни­ки ра­бо­та­ют, тор­гу­ют, как и в будни. Какой тя­же­лый грех при­ни­ма­ют на свою душу все та­ко­вые хо­зя­е­ва! Самое сред­ство воз­дей­ство­вать на кого бы то ни было, - это де­лать как можно более добра для того. Итак, за­боть­тесь о при­слу­ге, как о себе самих, и при­слу­га ваша тро­нет­ся тем, будет ис­прав­нее, и вы бу­де­те более до­воль­ны ею.

б) С своей сто­ро­ны при­слу­га жа­лу­ет­ся на хо­зя­ев, на их взыс­ка­тель­ность и стро­гость, тре­бу­ет от них вни­ма­ния, снис­хож­де­ния, крот­ко­го и лас­ко­во­го об­ра­ще­ния. По­ло­жим, при­слу­га права в этом слу­чае. Но от­че­го ей не по­ду­мать вот о чем: с своей сто­ро­ны де­ла­ет ли она что-ни­будь, чтобы за­слу­жить снис­хож­де­ние и вни­ма­ние? Снис­хо­дят к тем, ко­то­рые со­зна­ют свою неис­прав­ность, вы­ра­жа­ют рас­ка­я­ние, про­сят про­ще­ния и дают на­ме­ре­ние ис­пра­вить­ся. Но что, если по гор­до­сти своей при­слу­га не хочет вы­ра­зить пред хо­зя­е­ва­ми рас­ка­я­ния, не хочет ни со­знать своей неис­прав­но­сти, ни дать обе­ща­ния ис­пра­вить себя? За что же им ожи­дать снис­хож­де­ния и про­ще­ния? Крот­ко об­ра­ща­ют­ся с теми, ко­то­рые сами крот­ки и сми­рен­ны. Но что, если при­слу­га го­во­рит по­сто­ян­но хо­зя­е­ва­ми дер­зо­сти, ока­зы­ва­ет им непо­ви­но­ве­ние, по­сто­ян­но оскорб­ля­ет их? Кто же ви­но­ват после этого в недоб­рых от­но­ше­ни­ях хо­зя­ев к при­слу­ге, как не сама при­слу­га! Сми­рись при­слу­га, и ей будет хо­ро­шо, и хо­зя­е­ва будут до­воль­ны ею. Роп­щет еще при­слу­га на то, что не умеют це­нить тру­дов, усер­дия ее. Но пре­жде она спро­си­ла бы себя: дей­стви­тель­но ли ве­ли­ко ее усер­дие к хо­зя­е­вам? Ра­де­ет ли о поль­зе хо­зяй­ской, как о соб­ствен­ной? Что, если вни­ма­ния от хо­зя­ев ищут, ждут, а сами го­то­вы из­ме­нить им и из­ме­ня­ют на каж­дом шагу? Ни хо­ро­ше­го слова о них не ска­жут, ни, как долж­но, о поль­зе их не по­ра­де­ют, кра­дут их соб­ствен­ность, и дру­гим по­ка­зы­ва­ют путь к тому. Если слуга же­ла­ет себе вни­ма­ния хо­зяй­ско­го, дол­жен за­слу­жить его, и за­слу­жи­вай вер­но­стью, чест­но­стью, дей­стви­тель­ным усер­ди­ем.

III. Итак, хо­зя­е­ва и слуги, вме­сто ро­по­та друг на друга, про­ве­ряй­те лучше свое по­ве­де­ние друг к другу: хри­сти­ан­ское ли это по­ве­де­ние? Лю­бовь ли, за­по­ве­дан­ная Хри­стом, слу­жит ос­но­ва­ни­ем его? Не очень роп­щи­те на ис­пор­чен­ность при­слу­ги, вы, хо­зя­е­ва, по­тер­пи­те ее немо­щам ради Хри­ста, по­тер­пев­ше­го за нас и при­няв­ше­го зрак раба, и вы, слу­жа­щие, не ищите себе за свой чест­ный труд на­гра­ды от одних хо­зя­ев; пом­ни­те: есть Бог все­ве­ду­щий, Ко­то­рый видит каж­дый шаг вашей жизни. Не оце­нят вас хо­зя­е­ва, оце­нит Гос­подь служ­бу вашу и за все воз­даст вам.