Книга 15. Поучение 23
I. Преподобный Феодосий печерский, память перенесения св. мощей коего из пещеры в каменный храм ныне воспоминается (это событие случилось 14 авг. 1091 г.), между многими добродетелями своими отличался необыкновенным воздержанием в пище и питии; хлеб в меру и скудныя овощи были пищею сего св. подвижника, желавшаго умертвить постом, бдением и трудами свою плоть со страстьми ее и похотьми; даже эту скудную пищу он принимал не всегда; постом же усиливал свое воздержание и труды до высшей степени. Так о нем известно, что он на великий пост уединялся в пещеру до Лазаревой субботы. Вход в пещеру засыпался землею и с Феодосием говорили чрез окно, проделанное в пещере.
II. Пример св. Феодосия печерскаго, который был враг чревоугодия, побуждает нас сказать в настоящий день о вреде чревоугодия, которому к сожалению предаются весьма многие в настоящее время, несмотря на весь вред этого порока для души и тела.
а) Святые отцы церкви и все великие угодники Божии весьма сильно осуждают этот порок.
"Св. Иоанн Златоуст так говорит о вреде чревоугодия для тела": "для чего, скажи мне, ты утучняешь тело пресыщением в пище? Неужели принесем тебя в жертву? или предложим на трапезу? Ничто сколько не противно и не вредно телу, как пресыщение; ничто столько не разрушает, не обременяет и не повреждает его, как неумеренное употребление пищи. Невоздержные в пище так неразумны, что не хотят даже столько поберечь себя самих, сколько другие берегут мехи. Ибо продавцы вин не наполняют мехи более надлежащаго, дабы не прорвать их, а они и такой заботы не хотят иметь о бедном своем чреве, но до чрезмерности обременяют его пищею и наполняют вином и таким образом сугубо стесняют дух и ту силу, которая управляет животною жизнию. Чревоугодие преждевременно приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум, причиняет множество болезней и возлагает большую тяжесть и несносное бремя". "Не так сильное течение реки размывает берега и обрушивает их, как сластолюбие и пресыщение подрывает все стороны нашего здоровья. Пойди в больницу и спроси об этом, там узнаешь, что отсюда происходят почти все болезни. И действительно, боли в ногах, боли в голове, в глазах, в руках, дрожание всего тела и многия другия болезни (теперь не время перечислять их) обыкновенно рождаются от объядения и пресыщения".
""А если хочешь знать болезни души", учит тот же св. отец церкви, отсюда рождающияся, то увидишь, что любостяжание, разврат, уныние, леность, любострастие и все непотребства отсюда ведут свое начало".
"Св. Василий Великий учит", что "чревоугодие Адама предало смерти и причинило миру погибель сластолюбие чрева. Ной осмеян, Хам проклят, Исав лишился прав первородства: чревоугодие Израиля сделало поклонником идолу и довело израильтян до того, что телеса их пали в пустыне. Чревоугодие одного из пророков, посланного Богом для обличения нечестивого царя, соделало снедию дикого зверя".
"По словам Симеона Столпника", пресыщение пищею рождает скверные помыслы, помрачает ум, вкореняет страсти, претворяет духовного человека в плотскаго, пригвождая мысли его к плотским вожделениям.
А святитель Христов "Тихон Задонский" учит, что излишество в пище и питии есть мать всех зол. Как в гнилом болоте всякие плодятся гадины, так в сластолюбивом сердце всякая родится греховная нечистота.
б) Внимая сему учению св. отцев о чревоугодии, "да не отягчаем сердец своих объядением и пьянством" (Лк. 21:34), "устраним всякое пресыщение в трапезе и возлюбим воздержание". "Воздержность в пище, - говорит св. Златоуст, - есть мать как здоровья, так и удовольствия". А св. Василий Великий о воздержности в пище так учит: "если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю, а если не овладеешь им, то сделаешъся добычею смерти".
Приведем здесь несколько примеров воздержания.
аа) Об авве Марке подвижнике известно, что шестьдесят три года он имел такой образ жизни: постился по неделе, так что иные почитали его безплотным, - и работая день и ночь, раздавал добываемое бедным; но никогда не брал ни от кого ничего. Слыша о нем христолюбцы принесли ему милостыню. Но он сказал: "я не беру; ибо рукоделие мое питает и меня и приходящих ко мне ради Бога" (Древн. пат.).
бб) В киновии преподоб. Феодосия архимандрита жил один старец, по имени Конон, который 35 лет такое держал правило: вкушал однажды в неделю, и при том только хлеб и воду, - непрестанно работал и почти не выходил из церкви.
вв) Авва Пиор ел ходя. Кто-то спросил его: "для чего ты так ешь?" Авва отвечал: "я не хочу заниматься пищею как делом; потому ем между делом". Еще кто-то спросил его о том же. Старец отвечал: "так делаю для того, чтобы, когда ем я, душа моя не чувствовала телесного удовольствия".
гг) Сказывали об авве Макарии: когда случалось ему быть с братиею, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии; за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давали ему (вина), старец с радостию принимал его, чтобы мучить себя. Но ученик его, зная это, говорил братии: "ради Господа не давайте ему; иначе он будет мучить себя в келье". Братия, узнав это, более не предлагали ему вина.
III. Так, братие христиане, имея такие примеры воздержания, позаботимся об умеренности, дабы и здоровьем телесным наслаждаться и, душу свою избавив от всякой болезни, быть участниками в будущих благах благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.