Книга 15. Поучение 4
I. Сегодня, бр., св. церковь торжественно празднует день памяти седьми мучеников Маккавеев, и матери их Соломонии, и учителя Елеазара. Жили они без малаго за двести лет до Рождества Христова, но несмотря на это христианская православная церковь и до ныне светло празднует память их. Чем же они заслужили это? Какие их дела и подвиги, коими они стяжали себе вечную молитвенную память? Чтобы видеть это, обратимся к истории того времени, в которое они жили.
Ублажаемые церковию, св. мученики Маккавеи жили во время владычества сирийского царя Антиоха Епифана. Этот царь, ограбив Иерусалим и избив многия тысячи иудеев, воздвиг злое гонение на их веру, желая искоренить ее до конца, дабы этим вернее и скорее подчинить их себе. С этою целию он повелел иудеям под угрозою смертной казни, "прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники и рощи и капища, и приносить в жертву свиней и другой скот, которым не гнушаются язычники, оставлять сыновей своих необрезанными, и вообще переменить все прежния религиозныя убеждения, учреждения, законы, нравы и отеческие обычаи" (1 Мак. гл. 6). Тяжелое было тогда время для иудеев. Изменить вере и обычаям отцев, значило изменить своей народности, значило потерять все - и веру и народность. Но, верные закону Божию и заветам предков своих, иудеи пренебрегли угрозами нечестивого царя. Для них смерть была лучше измены вере. Держась веры, они не страшились ни тяжких мучений, ни смерти, которым предавали иудеев мучители.
В это время тяжкого для иудеев гонения, к утешению ветхозаветной церкви Божией, явились многие твердые исповедники веры своей, которые, не желая отречься от отеческих законов, "избраша паче умрети, неже осквернитися" и мужественно претерпели мученическую смерть. Из них св. церковь ублажает девяностолетняго старца Елезара, семь братьев Маккавеев и мать их Соломонию. Елеазара наедине убеждали гонители притворно показать отступление от закона - "притвориться, как бы ядущим повеленная от царя жертвенная мяса, да сие соделав, избавиться от смерти". Но старец, украшенный сединами и благочестием, отвечал: "недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малаго жития дней моих. Молодые, смотря на меня, также прельстятся... Если я избавлюсь нынешния муки, то ни живой, ни мертвый не избегну руки Всемогущаго". Сказав это, он с готовностию и радостию пошел на мучения. Изнемогая в муках, Елеазар, застонав, сказал: "Тебе, Господи, имеющему совершенное ведение, известно, что я, могши избавить себя от смерти, терплю в теле моем жестокие мучения, а в душе моей чувствую радость от того, что терплю это по благоговению к Тебе".
Пример старца Елеазара, мужественно пострадавшаго за св. веру и отеческие законы, не остался без подражания. Случилось, что братьев Маккавеев с матерью Соломонией схватили и пред лицем самого царя принуждали бичами и жилами воловьими есть пищу, запрещенную законом; но они не согласились... "Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы отечественные", говорил первый или старший юноша. Повелено было отрезать у него язык, содрать кожу, отсечь члены тела, положить его на раскаленную сковороду и жечь. Братья и мать смотрели на сии безчеловечныя истязания; обоняли пар сожигаемаго, взаимно поощряли друг друга к предстоящим страданиям. Подобно первому мучили второго, - содрали кожу с головы его, и он, умирая, исповедал, что Царь мира - Господь, сохранивших законы Его и умерших ради их воскресит для жизни вечной. Третий еще с большим великодушием предстал на страдания, так что царь и бывшие при нем удивлялись мужеству юноши. Подавая язык и руки на отсечение, он сказал: "все это я получил от Бога и надеюсь опять принять от Него". Пятый, во время мучения, обличая мучителя, говорил: "не думай, что род наш оставлен Богом. Помедли, и ты увидишь великую Его державу: как тебя и семя твое Он накажет". Шестой, умирая, говорил мучителю: "не обманывайся; мы страдаем за свои грехи пред Богом. А ты не думай, что ты невинен, начавший борьбу против Бога". Последняго, младшаго, Антиох убежал и с клятвою уверял, что он сделает его богатым и счастливым, если он отступит от отеческого закона. Юноша ничему не внимал. Тогда царь советовал матери, чтобы она сама уговорила младшаго и последняго своего сына сберечь жизнь свою. Великодушная мать умоляла сына не щадить ее, носившую во утробе, млеком питавшую, воскормившую и труды воспитания понесшую. "Молю тя, чадо, да возриши на небо и землю и уразумееши, что Бог сотворил все из ничего; не убойся сего плоторастерзателя, но, как достойный братьев своих, смерть восприими". Сын, обличая мучителя, исповедуя грехи свои и будущее воскресение, отвечал: "и я, как братья мои, душу и тело мое предаю за отеческие законы, призываю Бога, да будет вскоре милостивым к Израилю. На мне и на братии моей перестанет гнев Вседержителя; ты же с мучением исповедаешь, что Он воистину есть Бог". Исповедник с сугубою лютостию предан смерти.
Дивная и достойная памяти мать, воодушевлявшая и поощрявшая сыновей своих на страдания и смерть, мужественно взирала на их страдальческую-мученическую кончину. После их смерти она была сожжена.
II. Изумителен, бр., изумителен в высшей степени этот подвиг терпения и самоотвержения, ради сохранения отеческого закона, ради соблюдения богоустановленного поста своего времени и своего народа - не вкушать запрещенного законом свиного мяса, - этот подвиг, явленный старцем Елеазаром, братьями Маккавеями и материю их Соломонией. Они без всякой тени лицемерия и двоедушия открыто исповедывали свою веру и никакие жестокие пытки и мучения не могли принудить их к измене отеческим законам и постановлениям.
Стоять за св. веру, твердо хранить законы отеческие и постановления церкви не есть ли долг каждаго из нас? Но, к немалому удивлению и крайнему сожалению, в настоящее время среди православных сынов земли святорусской находятся такие, которые без всякого принуждения с чьей-либо стороны - совершенно добровольно изменяют заветам предков наших и постановлениям нашей церкви православной, охотно внимают разным лжеучителям - этим змиям-искусителям - и отказываются от своей отечественной веры православной, не думая о том, что измена отеческим законам и обычаям, отречение от святоотеческой веры есть отречение от своей народности, от народной самостоятельности, от народной самобытности, от святоотеческой веры, от послушания своей матери-церкви, а главное от своего вечного спасения.
III. Братие христиане, пример святых мучеников - старца Елеазара и Маккавеев, пострадавших за целость и неприкосновенность своей веры и отеческих преданий, да оживит в нас любовь и преданность к святой православной вере. Аминь.