I. Прославляемый ныне св. Церковью, св. пророк Иоиль жил за 800 лет до Рождества Христова. О жизни его известно весьма мало. Из его пророчеств особенно замечательны о запустении Иерусалима и об излиянии Св. Духа на всякую плоть, т. е. о даровании Xристом Спасителем Духа Святаго всякому верующему.
II. Св. пророк Иоиль, как мы слышали, проповедовал о будущем ниспослании Св. Духа всякому верующему в Иисуса Христа. Неужели же прежде не было в нас Духа? Не у бе Дух Святый, - говорит Евангелие, и вот причина: яко Иисус не у бе прославлен (Ин. 7:39). Когда же Господь примирил нас Богу смертью Своею, тогда открылся снова вход Духу Божию к людям.
а) Святым Духом всяка душа живится. Оживление души есть первое в нас действие Всесвятаго Духа. Пока грех царствует в нас, душа наша мертва для Бога и жизни по закону Божию. Как от холода зимнего оцепеневает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху и рабствует страстям. В посеянном семени и в растениях есть жизнь, замирающая на зиму, но если Господь не пошлет живительного духа весны, то они не созиждутся и не обновится лице земли. Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия и не согреет его Божественною теплотою Своею. Не можем сказать, как совершается сие спасительное действие в нас Духа Божия, но знаем, что оно начинается сознанием своей греховности и надеждою спасения в Господе Искупителе; это верный знак, что дух ожил и пробужден от усыпления. Покаяние отверзает дверь дальнейшим в нас действиям Духа Божия, равно как нераскаянность затворяет ее. Сухая земля не родит плодов: и в сердце, не орошенном слезами покаяния, не возращаются плоды духовные. Покорись Духу, умягчись сокрушением, - и Дух Божий соделает из тебя сосуд чистый и светлый, благоугодный Домовладыке.
б) Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается. Оживление души в покаянии есть только начало духовной жизни. Дух ожил, но и грех со страстьми и похотьми еще не умер, еще остается действующим во удах ваших и противувоюет закону ума. Начинается брань. Плоть похотствует на дух, дух же на плоть. (Гал. 5:17); нужно исторгнуть страсти и насадить в сердце противные им благорасположения, очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Только духом умерщвляются деяния плотские и возращаются плоды духовные - любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Все, что мы можем и должны, - это посильное, но усердное противление злу и принуждение себя на добро, с молитвой о помощи бессильным силам нашим: Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны - сердце чисто созижди и дух прав обнови. И это при всяком приражении страсти, при всяком добром преднамерении; своими же только силами ни в чем не успеем, если не приспеет благовременно помощь свыше. Боремся, но страсть отходит и заменяется добрым чувством только тогда, когда приосенит благодать Духа. Мало-помалу действием Его ослабевают и исчезают страсти, и на место их внедряются и крепнут добрые расположения, ветхий человек тлеет, созидается новый, черты образа Божия открываются яснее и яснее пока, наконец, душа явится чистою и неповинною, как чадо Божие непорочное, и возсияет яко светило в мире; разливая повсюду свет к прославлению Отца своего небесного (Пс. 90:15). И тогда-то оживленная и очищенная Св. Духом душа светлеется Троическим единством священнотайне, как светится солнце в чистой воде или чистом зеркале, созидается в жилище Божие (Еф. 2:22), в Церковь Бога жива (2Кор. 6:16), в храм духовен (1Пет. 2:5).
III. Вот путь, коим Дух Божий ведет приемлющих Его к предназначенному совершенству. Начало всему - покаяние, средина - труды и подвиги в очищении сердца от страстей насаждением в нем добродетелей, конец - священнотайное Богообщение. Где равнодушие, нерадение, беспечность, там нет Духа. Спящему надлежит пробудиться, чтобы начать свое спасение. Днесь убо, аще глас Его услышим, да не ожесточим сердец наших (Евр. 4:1). Еже аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление; а сеяй в дух, от Духа пожнет живот вечный (Гал. 6:7-8).