Книга 4. Поучение 32
I. В настоящий великий день Крест, торжественно изнесенный Церковью для нашего поклонения и назидания, сам собою научает нас истинам спасения. Поэтому я считаю полезным обратить ваше внимание на сей крест и несколько пояснить то, что он внушает нам.
II. а) Чей это крест? Кто изображен на нем? Что он знаменует? Это Крест Христов, на нем изображен Единородный Сын Божий во плоти; это великое орудие, которым Бог - Спаситель наш - поразил диавола - исконного врага нашего, разрушил его адское царство, сокрушил узы, в которых содержался порабощенный им род человеческий, и отверз нам вход в Царство Небесное. Значит, Крест Христов есть величайшая святыня, к которой мы должны иметь в своем сердце и выражать наружно самое искреннее и глубокое уважение. Поэтому весьма худо и нечестиво поступают те, кои взирают на св. Крест без должного благоговея, поклоняются пред ним без чувства признательности за дарованное нам чрез него спасение, изображают его на себя небрежно и без внимания. Древний пророк сказал некогда: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48:10). Это грозное изречете относится и к тем из нас, кои не благоговеют пред Крестом Господним и обращаются с ним неуважительно: ибо хотя Крест Христов по внешности, материально, устрояется руками человеческими, - но в существе своем, духовно, есть величайшее дело Премудрости и Промысла Божия.
б) Иисус Христос, как Сын Божий, Святейший святых, не имел на Себе ни малейшего греха: за что же Он распят на кресте? Христос умре грех наших ради, говорит апостол (1Кор. 15:3). Пречистая глава Его изъязвлена колючим тернием за наши нечистые помыслы, коварства, злобу, ненависть, клеветы, осуждение ближних, обманы и другие мысленные грехи. Его уста наполнены горьким оцетом за наши обольщения, ложь, сквернословия и другие негодные речи. Его руце пронзены гвоздием за наши татьбы, лихоимство, убийства и другие злодеяния. Его ребро и сердце прободены копием за наши порочные вожделения, сластолюбие, пьянство и другие грехи невоздержания. Его голени перебиты и нозе пригвождены за наши сладострастные движения, лукавые поступки и разные неправды, совершаемые на всех путях нашей жизни. Вот за что, братия, распят был Иисус Христос! Будем же тщательно охранять себя от грехов, за которые Он умер, и не станем вторично распинать Его ими. Он и так уже много пострадал за нас!.. Если же мы не будем избегать грехов и станем предаваться им, то горе нам! Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, - говорит апостол, - то не остается жертвы за грехи (Евр. 10:26); и мы подвергнемся страшному наказанию не только за грехи наши, но и за то, что попрали излиянную за них кровь Сына Божия и пренебрегли благодать Духа, освятившую нас при св. Крещении (Евр. 10:29).
в) Почему Сын Божий благоволил распяться за грехи наши? Из сострадания, по любви Его к нам - людям. Он видел, что мы сами, по духовной немощи нашей, никак не можем удержаться от грехов и очистить их пред Богом. Он видел и то, что во всем мире нет такого существа, которое бы могло избавить нас от грехов и удовлетворить за них правосудию Божию. Все это видел Сын Божий и, как милосердый, не мог взирать без сострадания на наше ужасно - несчастное положение. Тогда любовь Его сказала Ему: иди, спаси погибающего человека - Твое создание, не дай погибнуть! И вот, Он сошел с небес на землю, принял на Себя плоть нашу, а с нею и все наши грехи, и принес Себя за них в жертву правосудие Божию. Той язвен бысть за грехи наши, - говорит пророк, - и мучен бысть за беззакония наша, язвою Его мы исцелехом (Ис. 53:5).
III. Видите, как любит нас Сын Божий и какое неизреченное благодеяние оказал Он нам Своею крестною смертью! Будем же благодарны Ему и за любовь Его к нам заплатим любовью к Нему. Возлюбим Его всем сердцем, всею душею и всем помышлением нашим, как Бога и Спасителя нашего. И такую любовь к Нему будем выражать не словом только, но и делом - исполнением святых Его Заповедей. Этого Сам Он желает, говоря нам в лице апостолов: аще любите Мя, Заповеди Моя соблюдите (Ин. 14:15).