I. Свв. мученики Терентий и Неонила, память коих ныне празднуется Церковью, пострадали вместе с семью чадами своими: Сарвилом, Фотом, Феодулом, Иераксом, Нитом, Вилом и Евникией. Время и место страданий их неизвестны. Когда призвали их на суд и начали убеждать отречься от Христа, то все они единогласно исповедывали Христа и хулили идолов. Их повесили и, строгая тело, поливали уксусом, снизу же палили огнем. Святые молча терпели мучения и в душе молились Богу о своем подкреплении. Дивились и приходили в ужас мучители, видя терпение мучеников, и придумывали новые мучения. Наконец, умертвили всех мучеников мечом.
II. Великие мучения пришлось вытерпеть свв. Терентию, Неониле и их чадам!
Учись отсюда, христианин, уповать на Господа Бога и в надежде на Него почерпать силу и мужество к безропотному перенесению разного рода скорбей и неудач житейских.
а) Так, - скажет нам человек из числа так называемых несчастных, - уповай! Надейся! Сказать эти легко; да каково терпеть! Правда, терпеть беды и напасти иногда действительно трудно и бывает даже не под силу человеку без помощи Божией. Но ты веруешь, что есть Бог? Веруешь, что жизнью нашей здесь на земле управляет не иной кто, а Он - Отец наш небесный? Веруешь всему этому? На Него и возверзи печаль твою. Он и поможет тебе Своею всесильною благодатью, и невозможное окажется легким. Но я так много и всю жизнь несчастен! За что судьба меня преследует? А подумал ли ты когда, что такое судьба? Судьба христианская - это Промысл Божий. А на Бога можно ли жаловаться? И за что ты ропщешь на Него? За то ли, что Он обратил на тебя Свое особенное внимание? Что Он, посылая тебе испытания, ищет умудрить тебя во спасение? Дает тебе возможность показать себя пред Ним, насколько ты богат верой в Него, надеждой и любовью к Нему, этими тремя главными добродетелями христианскими, без которых невозможно спастись?
б) Не так смотрели на свои скорби святые апостолы и все вообще люди праведные. Не точию же, но и хвалимся в скорбех, - пишет, например, св. апостол Павел: ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Тим. 5,3-5). Это значит, что скорби - наши учители. Они научают нас терпению; а терпение, или что то же - терпеливое перенесение скорбей, делает человека опытным, стойким, искусным в жизни. А опыт - великое дело: он одушевляет человека уверенностью в успехе дела упованием. Человек же, действующий с надеждою на успех, всегда более успеет, чем человек малоопытный и непривыкший к неудачам.
в) А мы этой-то силы упования и не хотим большею частью воспитать в себе, и когда Господь Сам восхощет воспитать в нас эту силу, мы ропщем на Него, зачем Он требует от нас труда, терпения, забот. А того не знаем, что малодушием своим мы препятствуем благодати Божией помогать нам. Не влечь же Господу насильно нас к Себе и не идти на помощь к тому, кто только негодует, а не умоляет Господа о помиловании. Малодушные люди не умеют восприять благодатной помощи Божией, которая требует, чтобы и мы со своей стороны отвечали ее благим в нас начинаниям и были способны, по крайней мере, решиться отдать себя в распоряжение Господу.
III. Слыша это, долготерпите убо, братия моя, скажу вам словами св. апостола Иакова, утвердите сердца ваша (Иак. 5:7,8). Жизнь свою предоставьте воле Божией. Принимайте все средства к удалению несчастий, к облегчению скорбей в трудных обстоятельствах вашей жизни, а затем терпите и предоставляйте свою жизнь воле Божией. Верьте: Господь лучше нас знает, когда Ему призреть на нас, а когда и отвратить от нас пречистое лицо Свое. И что ни случилось бы с вами в жизни, взывайте чаще: упование мое - Отец, прибежище мое - Сын, покров мой - Дух Святый. Троице Святая, слава Тебе.