Книга 14. Поучение 60
I. Св. Иоанн, ныне прославляемый, служил воином при царе Юлиане-отступнике. Юлиан послал под его предводительством отряд воинов для преследования христиан; но так как сам Иоанн был христианином, то, вместо того, чтобы преследовать, он укрывал христиан и помогал им всем, чем мог: и деньгами, и пищею, и одеждою; заключенных уже в темнице посещал, утешал и ободрял. (Вот почему и прибегают с молитвою к св. Иоанну воину особенно в случаях нужды и обид). Когда Юлиан узнал о таком действии Иоанна, то потребовал его к себе в столицу.
Отданного под суд Иоанна связанного повели к тирану-царю; дорогою морили его голодом и жаждою и били его; а потом, до прибытия царя, заключили на долго в темницу. Здесь-то и напало на мученика Христова малодушие; он боялся ожидаемой лютой казни. Иоанн воин против малодушия вооружился молитвою. "Господи! Ты видишь слабость мою, восклицал Иоанн, помоги мне; сомнения колеблют ум мой; поддержи меня! Не устою, если Ты, всесильный, не поможешь мне".
Господь услышал молитву мученика; сомнения и малодушие исчезли; в сердце появились мир и надежда на Бога. По смерти Юлиана, Иоанна освободили.
Тогда-то исповедник Христов посвятил всего себя на пользу и утешение скорбящих и бедствующих. Он говорил: "переносите терпеливо скорби ваши, возлюбленные! Господь щедр и милостив; Он не возложит на вас бремени выше сил ваших. Он знает, что каждому из нас нужно. Как после бури наступает тишина, так и горе сменяется радостию. Но посреди радостей земных, учит Иоанн, не забудем бывших скорбей и будем сохранять свято заповеди Господни". Скончался св. Иоанн в глубокой старости.
II. Мы видели, братия, что св. Иоанн воин "в молитве нашел помощь и утешение в скорбях и несчастиях". Это и нас да научит обращаться к молитве и от нея ожидать великих и богатых плодов милосердия Божия.
Молитва доставляет и блага телесныя, и блага душевныя.
А. Блага телесныя главнейшия суть: здоровье и пища.
а) Молитва хорошее здоровье поддерживает, а разстроенное здоровье поправляет. Многие отчаянно больные получили выздоровление единственно посредством усердной молитвы. Представим в доказательство сего один пример, более разительный. Царь израильский Езекие сделался сильно болен и слег в постель. Уже пророк Исаия объявил Езекии, что он умрет от сей болезни, и велел ему распорядиться по дому и готовиться к смерти. Но Езекие еще хотел жить. При вести о смерти, залился слезами и обратился ко Господу с сердечною пламенною молитвою о продолжении жизни. Здесь совершилось чудо молитвы. Еще Исаия, предсказавший царю смерть, не успел сойти со двора царева, а слезная молитва Езекии уже дошла до ушей Царя небеснаго. "Возвратись, говорит Бог пророку, и скажи Езекии, что Я вижу его слезы, и исполняю по его молитве. Он скоро выздоровеет, чрез три дня будет в состоянии посетить храм святый, и проживет еще пятнадцать лет". Обещанное Богом исполнилось. Царь Езекие выздоровел, и оставил нам опыт, доказывающий, что сила молитвы может возстановлять разстроенное здоровье. Можно бы при сем привести примеры, подтверждающие могущество молитвы давать разслабленным крепость, слепым прозрение, глухим слух, немым язык, хромым хождение и даже мертвым жизнь; но, ради известности сих примеров и для сокращения времени, оставим сие, а вместо того заметим, что молитва не только дает здоровье человеку, но доставляет и пищу.
б) Действительно, молитва не только дает здоровье человеку, но доставляет и пищу. Иисус Христос знал, что пища дается нам от Отца небесного чрез молитву, - зная сие, поучал учеников Своих в молитве просить и хлеба. "Отче наш", учил Он, "Иже еси на небесех - хлеб наш насущный даждь нам днесь!" Молитву можно назвать рукою, которою мы приемлем от рук Господних хлеб, необходимый для поддержания и веселия нашей жизни. От недостатка молитвы бывает на земле засуха и глад. При усердной и обильной молитве хляби небесныя отверзаются, льются благовременные дожди, нисходят росы, и земля покрывается обильною жатвою. Во времена пророка Иилии, в израильской стране, за отступление от Бога, три года с половиною не было ни дождя, ни росы, в поле ни хлеба, ни травы, голод доходил до высочайшей степени, терпели нужду не только бедные, но и богатые, уныние становилось всеобщим. Что же? Молитва мгновенно дала сему печальному делу другой радостный ход. Пророк Илия, "подобострастный нам", как говорит писание, помолился - и земля, в течение трех лет с половиною сухая и безплодная, оросилась дождем, принесла плоды, и обилие в пище заступило место глада. Таковы телесные плоды молитвы, но плоды молитвы душевные - несравненно важнее и обильнее.
Б. Душевные плоды молитвы весьма разнообразны и драгоценны.
а) Молитва - меч на диавола. Она исторгает души наши из плена сатанинскаго. Ибо молитва, кроме того что привлекает к нам всесильную помощь и защиту Божию, заключает в себе еще противление диаволу, а это противление весьма спасительно: слово Божие говорит "противитеся диаволу, и бежит от вас". И как ему не бежать? Ибо где не хотят исполнить злой его воли, там ему нерадостно, противно и несносно. Правда, диавол долго не оставляет нас и при усердной молитве, льстя себя надеждою улучить минуту разслабить, разсеять нас; но когда усматривает, что молитва наша день ото дня делается постояннее, сильнее, богоугоднее, тогда бежит от нас, посрамленный безуспешностию в своих кознях.
б) Так молитва, удаляя от нас сатану, избавляет нас от пагубных страстей и от грехов. Нет такой страсти, которая бы от искренней и постоянной молитвы не угасла. Нет такого греха, который бы от усердной молитвы не сделался слабее и наконец вовсе не прекратился. Как огнь истребляет сухое терние, так молитва истребляет страсти греховныя. Молитва напоминает о Боге, просветляет ум, пробуждает совесть, обнаруживает ужас греха, открывает святость добродетели, и таким образом мало по малу возбуждает сердце к прекращению пороков. Что возбудило пророка Давида к покаянию, после прелюбодеяния и человекоубийства? Молитва. Что вывело из тягчайших грехов Марию египетскую на путь святой жизни? Молитва.
в) Не довольно сего, что молитва очищает душу от нечистот греховных, она делает ее обителию небесной благодати. Ибо молитва усердная привлекает к нам Всесвятаго Духа. Как пчела летит на благовонные цветы: так Дух Святый снисходит на благоухание молитвы. Во время молитвы Дух Святый низшел на апостолов; молитва низвела Святаго Духа на Корнилия сотника - первого христианина из язычников; посредством молитвы, все праведные сделались храмами Духа Божия. И так молитва есть проводник благодати, водворительница, в душах наших царствия Божия и насадительница в сердцах наших плодов Духа Святого, любви, радости и спокойствия, утешение в скорбях и несчастиях. Молитва приносит полезные и безчисленные плоды.
III. Подражая св. Иоанну воину, насадим с охотою, укореним и возрастим на нивах сердец наших молитву, как многоплодное древо жизни. Будем, возлюбленные, молиться! Молитва вознаградит за себя. Аминь.