I. Св. мученица Харитина, память коей ныне празднуется, пострадала при Диоклетиане, в начале IV века, в Понте. Посторонний благочестивый человек, по имени Клавдий, взял ее сиротою на воспитание к себе и воспитал в благочестии. Посвятив себя Богу, Харитина жила в уединенной келлии, подвизаясь в посте, молитве и чтении священных книг, и обратила многих ко Христу. Правитель области, где жила Харитина, преследуя христиан, потребовал ее к себе. За отказ поклониться идолам правитель приказал мучить св. Харитину, наконец, утопить. Бросили ее в море с большим камнем на шее, но она пошла по воде, как по суше. Выйдя на берег, подошла к мучителю и сказала: уразумей же теперь силу Христа моего и уверуй в Него. Мучитель, увидя мученицу, был поражен, но, объяснив все волшебством, приказал снова терзать ее; наконец, хотел обесчестить мученицу, но она вознесла молитву к Богу, и Господь взял ее чистую душу. Мучитель приказал утопить тело св. Харитины, но волны вынесли его на берег.
II. Много чудес явлено было мучителю св. Харитины; однако же он не уверовал в Иисуса Христа.
И в наше время разве не совершается чудес в истинной Христовой Церкви? Когда Господу угодно было прославить святителей Тихона или Феодосия как бы настали времена евангельские: слепцы прозирали, хромые вставали на ноги, болящие всякого рода исцелялись, бесы изгонялись. Сколько чудес воочию совершается при гробе преподобного Сергия, святого Алексия митрополита и других угодников Божиих? Отчего, несмотря на все это, неверие не прекращается, и отщепенцы от православной Церкви не спешат возвратиться в недра ее? По своему упорству в неверии, которое, как покрывало, лежит на их глазах и не дает им видеть истины, и по той же слепоте увлекаемых ими, как это было и во время Господа Спасителя.
а) Неверие, противление истине представляет болезнь не столько ума, сколько воли испорченной. Возлюбившим злое тяжел закон Божий, противны требования веры, несносны наставники истины. Они нарочито закрывают глаза, чтобы не видеть правды, - уши, чтобы ее не слышать. Сердце их ожесточается против истины, против Церкви Божией, как некогда у фараона против Моисея, и Иезавели против Илии. И Бог отнимает от них Свою благодать не потому, чтобы не хотел их спасения, но потому, что душа их, отвсюду закрытая неверием и суеверием, как запертый сосуд, не может принять света истины. И вот, они видя не видят, слыша не слышат и не разумеют истины, хотя бы возвышалась она громами небесными.
б) А увлекаемые ими? Они по неразумию, по слабости воли влекутся вслед своих лживых наставников.
Юную голову, не утвержденную в благочестии, долго ли совратить с пути истины: наставники лжи всегда умеют притворяться кроткими, любезными, стараются льстить самолюбию, искусно открывают пред неопытными скользкую дорогу чувственности, страстей. Наставники суеверий и расколов действуют как бы по внушению благочестия, движимые ревностью о спасении душ, так, по-видимому, богомольны, такие великие постники! Опутав своими сетями легковерных, лжеучители держат их в постоянном суеверном страхе: войти в православный храм, поговорить с пастырем Церкви, прочитать книгу, написанную православным, все это яко бы великий, тяжкий грех! И удивительно ли, что свет истины с таким трудом проникает в среду отторгнутых от Церкви, и к великим знамениям, совершающимся в ней, остаются они глухи и немы!
III. На вас, отцы и матери, лежит первый долг охранить нежные души детей ваших от гибельных влияний! Старайтесь с детства оградить их спасительным страхом Божиим: истины о Боге, премудром Создателе и Благодетеле нашем, о Господе Иисусе Христе, Спасителе грешных, о святой Церкви - матери нашей, в которой получаем мы все дары Святаго Духа ко спасению, и другие святые истины прежде всех других знаний должны быть усвоены душе их. Чаще берите их с собой в церковь: пусть с детства приучаются они находить в церкви отраду и назидание.