I. Ныне празднуемый Церковью, св. пророк Авдий до призвания к своему служению занимал должность домоправителя при дворе царя израильского Ахава. И среди всеобщего развращения он сохранил себя в благочестии. Когда Иезавель, жена Ахава, начала гнать служителей Бога истинного, то Авдий скрыл в пещерах сто таковых мужей и кормил их там во все время бывшего тогда голода. Он был послан преемником Ахава, Охозиею, привести к себе Илию, и - не то, что его предшественники, попаленные огнем за гордость - смиренно просил Илию к царю, и с этого времени оставил царскую службу, последовал за св. пророком и сам получил дар пророчества. Скончался св. пророк в Самарии. Он оставил после себя книгу.
II. Св. пророк Авдий, живший при нечестивом царе Ахаве, не развратился, не предался беззакониям, как делали большинство его современников, но сохранил правую веру в Бога, так что сподобился быть Его св. пророком.
а) Поистине, непостижимы судьбы Божии для ограниченного ума человеческого. В мире немало бывает событий, несогласных с нашими желаниями, удивительных и непостижимых для нас, - событий, совершающихся по особому Божию смотрению, по причинам и для целей, одному Богу ведомых. Пути Промысла Божия особенно заметны в рождении и жизни избранников Божиих, предназначенных для выполнения великих и святых Его предначертаний, как, например, в жизни, празднуемого ныне, св. пророка Авдия.
б) Всегда нужно нам признавать ограниченность ума нашего и недоступность для него Божиих судеб и распоряжений, мудро направляемых к истинному благу нашему, ко спасению душ наших. Мы, по своей ограниченности и привязанности к земле и ее благам, часто желаем не только бесполезного, но и вредного для души; часто не понимаем и не предвидим того страшного вреда, какой принесло бы исполнение наших желаний. Господь же всеведущий, всем людям желая спасения, глубиною мудрости вся устрояет и полезное всем подает; судьбы каждого направляет ко спасению души его. Всякое обстоятельство, всякий случай в жизни, как бы они ни были неприятны и нежелательны, нам всегда полезны и спасительны; многое из того, что нам желательно, при исполнении принесло бы немалый вред душевному спасению. Вот, умирает отец семейства в цвете лет, необходимый, по нашему мнению, для содержания семейства и воспитания детей. Семья сирот плачет и долго горюет о потере; но проходят годы; без роскоши, а часто и с большой нуждой вырастают дети, благодаря Богу и добрым людям; они питались скудной пищей, одевались бедно, с малолетства приучались к труду и стали добрыми людьми, благочестивыми христианами, полезными членами общества, верными слугами Царя и отечества, истинными сынами Церкви. А при жизни отца, быть может, живя в роскоши и довольстве, они приобрели бы не добрые качества и похвальные достоинства, а дурные привычки и пагубные привязанности, например, к роскоши, богатству, - гордость, самолюбие, изнеженность и другие. Или, вот, горячо любящие свое единственное дитя родители убиваются над предсмертным ложем его; они от всего сердца молятся Богу, чтобы остался жив их малютка; но дитя умирает. Поверьте, что ему лучше теперь умереть, и родителям избежать будущих несравненно более лютых страданий, когда оно, выросши при неумелом воспитании, при вредных влияниях, сделалось бы каким-нибудь злодеем и тем подвергло бы и себя, и родителей тяжкому ответу пред Богом.
III. Запечатлеем, братия, в сердцах своих ту истину, что судьбы Божии неисповедимы. В событиях, для нас непонятных, в трудных и скорбных житейских обстоятельствах не будем дерзновенно допытываться причин их; не будем никогда роптать и отчаиваться, а на Господа возложим печаль свою.