О мо­лит­ве Иису­со­вой

Свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма

Пусть никто не ду­ма­ет, бра­тья мои хри­сти­ане, будто одни лица свя­щен­но­го сана и мо­на­хи имеют долг непре­стан­но и все­гда мо­лить­ся, а не ми­ряне. Нет, нет, все мы, хри­сти­ане, имеем долг все­гда пре­бы­вать в мо­лит­ве... И Гри­го­рий Бо­го­слов учит всех хри­сти­ан и го­во­рит им, что чаще над­ле­жит по­ми­нать в мо­лит­ве имя Божие, чем вды­хать воз­дух... К этому же при­ми­те во вни­ма­ние и спо­соб мо­лит­вы, как воз­мож­но непре­стан­но мо­лить­ся, имен­но мо­лить­ся умом. А это все­гда можем де­лать, если за­хо­тим. Ибо и когда сидим за ру­ко­де­ли­ем, и когда ходим, и когда пищу при­ни­ма­ем, и когда пьем, все­гда умом можем мо­лить­ся и тво­рить умную мо­лит­ву, бла­го­угод­ную Богу, мо­лит­ву ис­тин­ную. Телом будем ра­бо­тать, а душою мо­лить­ся. Внеш­ний наш че­ло­век пусть ис­пол­ня­ет свои те­лес­ные дела, а внут­рен­ний весь пусть будет по­свя­щен на слу­же­ние Богу и ни­ко­гда не от­ста­ет от этого ду­хов­но­го дела умной мо­лит­вы, как за­по­ве­ду­ет нам и Бо­го­че­ло­век Иисус, го­во­ря во свя­том Еван­ге­лии: Ты же, когда мо­лишь­ся, войди в ком­на­ту твою и, за­тво­рив дверь твою, по­мо­лись Отцу тво­е­му, Ко­то­рый втайне (Мф. 6:6). Клеть души есть тело, двери наши суть пять чувств те­лес­ных. Душа вхо­дит в клеть свою, когда ум не блуж­да­ет туда и сюда по делам и вещам мир­ским, но на­хо­дит­ся внут­ри на­ше­го серд­ца. Чув­ства наши за­тво­ря­ют­ся и оста­ют­ся та­ки­ми, когда мы не даем им при­леп­лять­ся ко внеш­ним чув­ствен­ным вещам, и ум наш, таким об­ра­зом, оста­ет­ся сво­бод­ным от вся­ко­го при­стра­стия мир­ско­го и со­кро­вен­ной умной мо­лит­вой со­еди­ня­ет­ся с Богом, Отцом своим.