О крат­ких мо­ли­тов­ках, или крат­ких мо­лит­вен­ных к Богу воз­ды­ха­ни­ях

Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Свя­то­го­рец

Не раз уже го­во­ри­лось, что на­сто­я­щая мо­лит­ва есть мо­лит­ва внут­рен­няя, не сло­вом толь­ко, но и умом и серд­цем со­вер­ша­е­мая. Такая мо­лит­ва овла­де­ва­ет всем вни­ма­ни­ем и дер­жит его внут­ри у серд­ца; по­се­му внутрь-пре­бы­ва­ние есть неотъ­ем­ле­мая черта на­сто­я­щей мо­лит­вы и глав­ное ее усло­вие. С внутрь-пре­бы­ва­ни­ем в деле мо­лит­вы неот­луч­на мысль о Боге при­су­щем, ви­дя­щем и внем­лю­щем мо­лит­ве, с от­ра­же­ни­ем вся­ко­го дру­го­го по­мыш­ле­ния, что име­ну­ет­ся трез­ве­ни­ем или хра­не­ни­ем серд­ца. Вся по­то­му за­бо­та тру­дя­ще­го­ся над пре­успе­я­ни­ем в мо­лит­ве сюда долж­на быть пре­иму­ще­ствен­но об­ра­ща­е­ма, и дей­стви­тель­но об­ра­ща­ет­ся, т.е. чтоб все­гда неот­ход­но быть у серд­ца, трез­вен­но охра­няя его от вся­ко­го по­мыш­ле­ния, кроме еди­но­го Бога, и что бы ни пред­ле­жа­ло де­лать, де­лать то, не от­кло­ня­ясь вни­ма­ни­ем от Бога, с со­зна­ни­ем Его при­сут­ствия, как бы пред лицем Его. Это есть выс­шее де­ла­ние в мо­лит­вен­ном труде. Путь к нему и даже к со­зна­нию нужды и по­треб­но­сти его про­ла­га­ет мо­лит­во­сло­вие, по­ка­зан­ным об­ра­зом со­вер­ша­е­мое. Оно пер­вое на­уча­ет ум со­сре­до­то­чи­вать­ся у серд­ца и вни­мать ис­клю­чи­тель­но Богу. По­знав, сколь сие со­сре­до­то­че­ние бла­го­твор­но, мо­лит­вен­но­му тру­же­ни­ку есте­ствен­но же­лать, чтобы оно было неиз­мен­ным со­сто­я­ни­ем его духа, ибо тогда была бы в нем непре­стан­ная мо­лит­ва; воз­же­лав­ше­му же есте­ствен­но взыс­кать удо­вле­тво­ре­ния сего же­ла­ния. И все во­счув­ство­вав­шие такую по­треб­ность взыс­ки­ва­ли и взыс­ки­ва­ют сего. Все на­став­ле­ния свя­тых отцов о трез­ве­нии и хра­не­нии серд­ца на это на­прав­ле­ны и по­рож­де­ны не иным чем, как успе­ха­ми в сем труде.

Если и ты чув­ству­ешь такую по­треб­ность, то тебе при­сущ во­прос: как бы успеть в этом неис­ход­ном внутрь-пре­бы­ва­нии пред лицем Бога, с трез­вен­ным хра­не­ни­ем серд­ца? Мо­лит­во­сло­вие путь к сему про­ла­га­ет и на­чат­ки сего про­из­во­дит, но дела са­мо­го не дает или не до­во­дит до по­треб­ной силы и со­вер­шен­ства. Мо­лит­во­сло­вие мно­го­слож­но. Оно со­дер­жит и вни­ма­нию пред­став­ля­ет много пред­ме­тов, ко­то­рые, хотя все святы, могут, од­на­ко ж, на­пом­нить собой дру­гие пред­ме­ты, жи­тей­ские и об­ще­ствен­ные, а чрез них и мир­ские, непо­доб­ные, по обыч­ным за­ко­нам со­че­та­ния мыс­лей и во­об­ра­же­ний. Так это и бы­ва­ет. И мо­лит­во­сло­вие самое усерд­ное не про­хо­дит без того, чтоб мысль не от­кло­ня­лась инуды и не блуж­да­ла. Так как мо­лит­ва чрез это воз­му­ща­ет­ся и де­ла­ет­ся нечи­стою, то нет мо­лит­вен­ни­ка, ко­то­рый бы не до­са­до­вал на это и не желал из­ба­вить­ся от такой немо­щи. Вни­ма­ние на это об­ра­ще­но было с пер­вых дней по­движ­ни­че­ства. Что же после мо­лит­во­сло­вия при­ду­ма­но к увра­че­ва­нию ее? При­ду­ма­но мо­лить­ся ко­ро­тень­ки­ми мо­лит­ва­ми, ко­то­рые бы, держа мысль пред лицем Бога, не да­ва­ли ей по­во­да укло­нять­ся инуды и де­ла­ли ее неис­ход­но внутрь пре­бы­ва­ю­щею. О сем св. Кас­си­ан сви­де­тель­ству­ет, удо­сто­ве­ряя, что в его время такое де­ла­ние было по­все­мест­но по Егип­ту (Со­бе­се­до­ва­ние 10, гл. 10). Из на­став­ле­ний дру­гих отцов видим, что оно было в упо­треб­ле­нии и на Синае, и в Па­ле­стине, и в Сирии, и во всех дру­гих ме­стах, во всем хри­сти­ан­ском мире. Воз­зва­ние "Гос­по­ди по­ми­луй!" и дру­гие крат­кие мо­ли­тов­ки, коими пе­ре­пол­не­ны все чины на­ше­го бо­го­слу­же­ния и наших мо­лит­во­сло­вий, что дру­гое зна­чат, как не это? Так вот тебе мой совет: из­бе­ри себе крат­кую мо­ли­тов­ку или несколь­ко таких мо­ли­то­вок и ча­стым их по­вто­ре­ни­ем дойди до того, чтоб они сами собой по­вто­ря­лись у тебя на языке и мысль твою дер­жа­ли на одном - на по­мыш­ле­нии о Боге.

Какие из­брать мо­ли­тов­ки, это можно оста­вить на сво­бо­ду каж­до­го. Читай Псал­тирь. Там в каж­дом псал­ме мо­жешь встре­тить во­оду­ше­ви­тель­ные воз­зва­ния к Богу. Из них и из­бе­ри, ко­то­рые ближе под­хо­дят к тво­е­му со­сто­я­нию и боль­ше тебе по душе; заучи и по­вто­ряй то одно, то дру­гое, то тре­тье, ими пе­ре­ме­жи­вай свое мо­лит­во­сло­вие, и они пусть будут у тебя на языке во все время и при всех делах от мо­лит­во­сло­вия до мо­лит­во­сло­вия. Мо­жешь и свои мо­ли­тов­ки со­став­лять, ближе вы­ра­жая ими свою нужду, - по об­раз­цу тех св. Зла­то­уста 24 мо­ли­то­вок, ко­то­рые име­ешь ты в мо­лит­вен­ни­ке.

Не на­би­рай, од­на­ко ж, их слиш­ком много, чтоб не обре­ме­нить ими па­мя­ти и не за­ста­вить вни­ма­ние раз­бе­гать­ся по ним, что будет со­всем про­тив­но цели, для ко­то­рой они на­зна­ча­ют­ся, - дер­жать вни­ма­ние со­бран­ным. 24 мо­ли­тов­ки св. Зла­то­уста - мер­ная мера, и по­мень­ше можно. Не одну, а несколь­ко их иметь хо­ро­шо для раз­но­об­ра­зия и ожив­ле­ния ду­хов­но­го вкуса; в упо­треб­ле­нии их, од­на­ко ж, не сле­ду­ет скоро пе­ре­хо­дить от одной к дру­гой, а взяв одну, ко­то­рая ближе под­хо­дит к твоей ду­хов­ной по­тре­бе, взы­вай ею к Богу, пока не при­ту­пит­ся вкус к ней. Мо­жешь и все мо­лит­во­сло­вие свое или часть его за­ме­нить сими мо­ли­тов­ка­ми, по­ло­жив по­вто­рять их по несколь­ку раз, - по 10, по 50 и по 100 раз, с ма­лы­ми по­кло­на­ми. Но все­гда имей одно в виду - дер­жать вни­ма­ние к Богу неот­ход­ным.

Такое де­ла­ние на­зо­вем крат­ки­ми мо­лит­вен­ны­ми к Богу воз­ды­ха­ни­я­ми, во вся­кий мо­мент дня и ночи, в ко­то­рые не спишь.