О добродетели послушания и в особенности о послушании духовным пастырям в деле спасения

Книга 6. Поучение 60

I. Ныне ублажаемый преп. Акакий, живший в VI веке, был ученик одного старца-инока и представил в жизни своей образец дивного послушания. Несмотря на то, что старец каждый день укорял и бил его, преп. Акакий никогда не жаловался и в точности исполнял приказания старца.

Когда его спрашивали, как он провел день, у него всегда был один ответ: слава Богу, благополучно. Между тем, синие полосы под глазами, раны на голове и на шее ясно говорили о перенесенных им побоях. Девять лет служил преп. Акакий жестокому старцу и затем скончался... Преп. Акакий претерпел до конца и спасся. Чрез пять дней по смерти преп. Акакия, старец отправился к одному иноку и сказал: отче, Акакий, ученик мой, умер. Нет, не умер, спроси его, и он сам тебе это скажет. Когда старец спросил, то преп. Акакий сказал: Разве может умереть делатель послушания? Готов, отче, еще служить тебе. Тогда старец раскаялся и поселился при гробе своего ученика.

II. Преп. Акакий своим живым примером учит нас добродетели послушания.

а) И, во-первых, дети должны оказывать послушание родителям. Если это есть, семья счастлива; если же нет, тогда не только счастье погибло, - сама семья погибла: ее члены не имеют тогда ничего такого, что связывало бы и скрепляло бы их в одно целое. И как стена, если между кирпичами выветрился цемент, должна развалиться, так и семья, если в ней не стало смирения и послушания, должна разложиться: ее члены по необходимости должны разойтись и жить в одиночку, каждый сам по себе, ко вреду для себя и для семьи.

б) Во-вторых, жена должна оказывать повиновение своему мужу, как слово Божие заповедует: жены, своим мужием повинуйтеся, якоже Господу, зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава Церкви (Еф. 5:22,23). Если это исполняется, то над семьей почивает благословение Божие, и такая семья даже в самом бедном состоянии наслаждается любовью, миром и благоденствием; а если жена смирение почитает для себя унижением и о повиновении не хочет слышать, тогда ни ей самой, ни мужу, ни детям не видать добра.

в) В-третьих, все граждане должны в полном смирении оказывать всякое послушание царю и всякому начальству, от него поставленному. Ибо что стало бы с нами, если б никто никакого начальства знать не хотел и никто никому повиноваться не стал? - Вот что было бы: настали бы раздоры, несогласия, взаимные обиды, неизбежны были бы разбои, убийства, бунты, междоусобные войны и проч., и, наконец, - гибель государства. Так говорит и слово Божие: всякое царство, раздельшееся на ся, запустеет, и всяк град или дом, разделивыйся на ся, не станет (Мф. 12:25).

г) В-четвертых, все мы обязаны в духе смирения оказывать всякую покорность и послушание духовным отцам своим.

Что такое послушание?

Это есть отречение от своей воли и своего смышления, это есть недоверие к себе самому во всем добром даже до конца жизни своей. Так говорил преп. Иоанн Лествичник. Теперь спрошу: а мы разве в праве следовать своему смышлению в деле нашего спасения? Разве нам позволено и веровать, и спасаться, как нам самим вздумается, а не как Бог заповедал? Можем ли мы, если только гордое самомнение не заглушило нашей совести, положиться на свое мудрование, например, в истолковании св. Писания? А что, если ошибаемся? Если вместо пользы получим вред душе? Если то, что почитаем добром, окажется на деле вовсе не добром? Чем мы проверим себя?.. Скажем: есть книги, читай, поучайся... Но все ли мы поймем в книгах так, как понимать следует? Разве мы не можем и тут ошибиться? Нет, с одним своим умом мы далеко не уйдем, а заблудиться очень легко можем... А если не верить себе, то необходимо другого спросить. Кого же? Конечно того, кто на сие от Бога поставлен, - пастыря Церкви, твоего духовного отца. Слышите, что Господь говорит Своим ученикам, а чрез них и всем пастырям Церкви: слушаяй вас Мене слушает, и отметаяйся вас Мене отметается (Лк. 10:16). Аще кто Церковь преслушает, буди тебе яко язычник и мытарь! (Мф. 18:17). Ясно, что каждому надобно быть послушником Церкви святой, послушным чадом отца твоего духовного - пастыря Церкви. Значит, не одним монахам прилично послушание, а каждому мирянину: они пребывают в послушании у своих наставников и старцев, а ты слушайся пастыря Церкви; они во всем повинуются старцу, а ты - хотя в главном, во всем том, что касается твоего спасение - вопрошай отца твоего духовного, а еще лучше будет, если и в житейских твоих делах будешь на все чрез него просить Божия благословения.

В наше время так много бродит волков под видом овец, так много стало всяких суемудрых лжеучителей, так много печатают и пускают в народ душевредных книжек на соблазн людей православных, что надо быть особенно осторожным, чтобы не заразиться ядом их лжеучений и не погубить своей души. Берегитесь их, братия мои возлюбленные! Не входите с ними в споры, если сознаете, что не сговорить вам с ними... Идите лучше к своему отцу духовному, поведайте ему свои недоумения; он на то и поставлен Богом, чтобы учить и руководить вас; он и слово Божие, и писание св. отцов знает лучше этих самозванных учителей; а главное: благодать Божия, чрез таинство рукоположения, от св. апостолов друг друго приимательно на нем почивающая, по вере вашей вразумит его, что сказать тебе на пользу души.

III. Братия! Великое дело - добродетель послушания! Нет пути в Царствие Небесное прямее сего пути! Будем же послушны Церкви Божией и пастырям, от Бога поставленным; будем поменьше верить себе и своему смышлению, и почаще просить совета у отца духовного, и Господь, за смирение наше, скажет нам чрез него волю Свою святую и, яко добрых послушников, не лишит благой части в Царствии Своем с такими ревнителями послушания, каким был преп. Акакий.