Неизвестный новоафонский монах.
Дух и сердце сокрушаются о великом и всеобщем нашем бедствии - кружении помыслов нашего ума. Вот мерзость запустения. Дело ума - пребывать в памяти Божией, а он где? Подчинился сатане и собирает всякую мерзость суеты. Я сам вращаюсь между иноками, и не вижу, и не слышу скорбящих об этой болезни ума. Впрочем, иногда от некоторых услышишь легкое осознание рассеянности ума, но не скорбящее и не болезнующее. Измены нет. Все прошедшее, настоящее и будущее стоит и будет стоять в одном положении. Суета сует и томление духа.
Призываю в помощь благодатную силу Всесвятого Духа Бога дать мне слово на общую пользу. Я убогий и последнейший из всех, от всей души усердствую изъявить желателям чистоты ума молебную просьбу. А вы, любезные отцы, приклоните ухо ваше и услышьте: чистый ум есть престол Божий, а нечистый - престол сатаны. В чистом уме Бог и божественные помышления, а в нечистом уме бес и суетные помышления. Он уже не престол, а улей трутней, бесплодных и страстных помышлений.
Вот подлинное наше состояние. Жалости достойно. Как мы, разумные существа, без борьбы отдались в рабство сатане? Зараза этих суетных помышлений по причине нашей беспечности стала неизлечимой. Целебные врачевства - память Божия и непрестанная молитва - и самое всесильное оружие - Имя Божие и Крест - нами оставлены, мы в них и вкуса теперь не знаем по причине нашего маловерия. А потому полностью господствуют в нас суетные и бесплодные помышления.
Хотя и не в нашей силе установить чистоту ума, это дело Единого Святого Духа, как говорит Лествичник, но понуждать себя искать сего от нас зависит. И то, что мы должны стараться приобрести чистоту ума - есть вопиющая нужда. Св.Нил говорит: "Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым; и будешь тогда иметь возможность молиться, как должно". Видите, мечтательный ум не может молиться, как должно, а это не маловажная беда. И опять по св. Нилу, "можно, и безстрастным будучи, не молиться истинно, но быть развлекаему разными помышлениями и далеко отстоять от Бога". Если и бесстрастных людей отдаляют помыслы от Бога, то что сказать о нас страстных. Мы и не приближались еще к Богу, и не можем. Смрад помыслов так пропитал наш ум и сердце, что действует уже в силе естества, и мы не чувствуем в себе потребности избавиться от них. Прискорбна душа моя, ум в помрачении, а через ум - и сердце в запустении.
Люди сами не в силах очистить ум и сердце, и нужно обратиться к Богу с прошением, чтобы Господь очистил своею благодатию. Нет болезнующего сознания. Поэтому приходится оставаться неизлеченными. Редко можно найти безмолвствующих умом, как говорит св. Филофей, однако, при помощи благодати Божией и ныне бывают таковые. Почему и мы должны заботливо стремиться к тому. "Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов" (Иак. 1:7), и его будем просить у Бога с верою и надеждою в силу обетования: "Просите, и дастся вам" (Мф. 7:7).
Ибо все возможно у Бога. Блажен, кто ни во что вменяет всякие помыслы во время молитвы. И добрые помыслы во время молитвы не добры, и их не нужно принимать, они так же пресекают беседу с Богом. К тому же, как известно, вслед за добрыми появляются и худые. После же принятия помыслов и увлечения ими молитва так бывает искривлена, что ни шаг, то препона. Это знают только проходящие молитвенный труд. За нерадение наше и в научение нам попускается сие пострадать, чтобы мы были внимательны и осторожны.
Итак, я скудный разумом, хотя и сам не имею свободы от помыслов, но прошу и умоляю всех (потому что твердо уверен, что из нас нет никого, кто бы не увлекался помыслами, как на молитве, так и во всякое время): прочувствуйте и осознайте самих себя душевно и умно больными и никогда не бывающими здравыми. Начнем безотлагательно сегодня бороться с помыслами, не своею силою, но силою молитвы, силою имени Господня и Креста Его. Вооружаясь ими с верою, я с полным сознанием уверяю вас, что увидите успех наилучший, увидите "измену десницы вышняго" (Пс. 76:11). Хотя и не в тот же день и час, но когда благоволит Владыка Христос чрез Духа Святого. Ибо без Духа Святого ничего не совершается.
Постарайтесь сначала, с помощью Божией, навыкнуть быть немыми, глухими и не зрячими. Внемлите сим словам со всем расположением, с ними непрестанно пребудьте в памяти Божией и молитве. Забудьте все, и лишь помните, что без сего забвения невозможно вам избавиться от помыслов и научиться молиться, как должно.
Всё, что видели, слышали, говорили и делали, предайте совершенному забвению. Будьте на молитве без всяких размышлений и рассуждений, как предстоятели пред Богом, а не как скитающиеся. Усердно упражняйтесь в сём делании. Имейте память о смерти и о грехах - и довольно. Нам вполне достаточно на молитве вместо посторонних помыслов мыслить только о Боге и о грехах своих. Так не забывайте помнить о Боге, как не забываете дышать!
С грудным дыханием так смешайте, соедините, срастворите молитву Иисусову, как соединяется огонь с веществом. Дело ума - внимать сердцу и зреть Господа в сердце. Опять напомню: будь глух, нем и слеп к помыслам. Старайся как можно лучше усвоить себе эти три способа. Через них увидишь конец всяким помыслам, и возблистает в тебе свет чистой и умной молитвы. Только не вознеради! Богу будет слава, а тебе благо. Аминь.
Господи, не давай затмеваться сердечным очам моим, ибо суета века сего увлекает мое внимание, я не замечаю через что и как теряю память Твою. Без памяти же Твоей невозможно молиться. Ты видишь, Господи, что сердце моё ищет единения с Тобой, жаждет молитвы, по временам же уклоняется от памяти Твоей. Великое для меня благо, что Ты открыл мне всеозаряющее вездеприсутствие Твое, в нем пребывая, я исполняюсь жизни, живо и действенно созерцая Тебя и беседуя с Тобою умно в сердце моем. Не как в воздухе и за стеною созерцаю Тебя, но нераздельно в уме, слове и духе моём. Утверди меня, Господи, в памяти Твоей.