Мо­на­ху, на­чи­на­ю­ще­му борь­бу

Пре­по­доб­ный Иосиф Ис­их­аст

Ра­дость моя о Гос­по­де, воз­люб­лен­ное дитя, ко­то­рое осве­ти­ла бла­го­дать Гос­по­да Иису­са и изъ­яла из мира, кто был и в уеди­не­нии и с бра­ти­ей в мо­на­сты­ре, и те­перь сла­во­сло­вит и бла­го­да­рит Бога от всей своей души. Бо­же­ствен­ная бла­го­дать, дитя мое, вхо­дит в душу и вле­чет ее к выс­ше­му, к со­вер­шен­ству. Она знает, как уло­вить нас, с нашим ра­ци­о­на­ли­сти­че­ским мыш­ле­ни­ем и, слов­но рыб, вы­нуть из мир­ско­го моря. Но что даль­ше?

Гос­подь при­зы­ва­ет но­вич­ка из мира и при­во­дит его в пу­стынь, до вре­ме­ни не по­ка­зы­вая ему ни его стра­сти, ни его на­сто­я­щие стрем­ле­ния, пока не ста­нет он мо­на­хом, и Хри­стос не свя­жет его стра­хом. И тогда на­чи­на­ет­ся бо­ре­ние и битва. Если но­во­на­чаль­ный по­нуж­да­ет себя с са­мо­го на­ча­ла и за­жи­га­ет свой све­тиль­ник ас­ке­тиз­ма для этой битвы, пока это еще не слиш­ком позд­но, то све­тиль­ник этот не гас­нет, даже если бла­го­дать остав­ля­ет его. А когда это про­ис­хо­дит, и бла­го­дать остав­ля­ет че­ло­ве­ка, он сразу же воз­вра­ща­ет­ся в свое пер­во­на­чаль­ное со­сто­я­ние, и тогда, со­от­вет­ствен­но стра­стям, при­об­ре­тен­ным в мире, вос­ста­ют на него ис­ку­ше­ния и от­кры­ва­ют все его при­выч­ки, у ко­то­рых он был в по­ра­бо­ще­нии, живя в миру и по­та­кая им.

Пре­жде всего, дитя мое, над­ле­жит знать, что че­ло­век от че­ло­ве­ка, монах от мо­на­ха су­ще­ствен­но раз­нят­ся. Есть души с мяг­ким ха­рак­те­ром, ко­то­рые легко убеж­дать, но есть, также души с очень труд­ным ха­рак­те­ром, не го­то­вые с лег­ко­стью сми­рят­ся. Они также от­ли­ча­ют­ся друг от друга, как от­ли­ча­ют­ся хло­пок и же­ле­зо. Хло­пок готов быть об­ра­бо­тан­ным чуть ли не сло­вом, тогда как же­ле­зо нуж­да­ет­ся в огне и гор­ни­ле. Таким душам необ­хо­ди­мо огром­ное тер­пе­ние в ис­ку­ше­ни­ях для очи­ще­ния. Монах без тер­пе­ния, как све­тиль­ник без огня, скоро гас­нет.

Когда че­ло­век от при­ро­ды твер­дый более, чем же­ле­зо, ста­но­вит­ся мо­на­хом и всту­па­ет на арену борь­бы, он вос­ста­ет и от­ка­зы­ва­ет­ся от по­слу­ша­ния. Мгно­вен­но ру­шат­ся все его обе­ща­ния, и борь­ба пре­кра­ща­ет­ся. Как толь­ко он чув­ству­ет себя остав­лен­ным бла­го­да­тью для неболь­шой про­вер­ки его на­ме­ре­ний и тер­пе­ния, то сразу же бро­са­ет свое ору­жие и на­чи­на­ет жа­леть, что стал мо­на­хом. И дни его про­хо­дят в непо­слу­ша­нии и по­сто­ян­ных спо­рах. По мо­лит­вам же его стар­ца, бла­го­дать рас­се­и­ва­ет об­ла­ка ис­ку­ше­ний, и он мало-по­ма­лу при­хо­дит в чув­ство и на­став­ля­ет­ся на путь, но скоро опять и опять воз­вра­ща­ет­ся к свое­во­лию, непо­слу­ша­нию и жа­ло­бам.

Ты пи­шешь, что встре­тил од­но­го брата и был удив­лен тем, что, несмот­ря на тя­же­лую ра­бо­ту над собой, его эго власт­во­ва­ло над ним. Неуже­ли ты счи­та­ешь, что по­бе­дить стра­сти это очень про­сто? Ни бла­гие дела, ни по­да­я­ние и дру­гие внеш­ние доб­рые вещи, сами по себе, не ослаб­ля­ют вы­со­ко­умие серд­ца; но внут­рен­няя ра­бо­та, боль рас­ка­я­ния, по­ка­я­ние и скром­ность сми­ря­ют мя­теж­ный дух. С непо­слуш­ным че­ло­ве­ком весь­ма труд­но. Толь­ко с край­ним тер­пе­ни­ем по­сте­пен­но при­хо­дит ре­зуль­тат. Толь­ко ве­ли­ким тер­пе­ни­ем стар­цев, по­мо­щью и лю­бо­вью бра­тий могут такие уче­ни­ки прий­ти в чув­ство. Но во мно­гих слу­ча­ях, они ста­но­вят­ся на­столь­ко по­лез­ны­ми, на­сколь­ко по­лез­ной яв­ля­ет­ся пра­вая рука. Почти все­гда такие люди, бу­дучи ода­рен­ны­ми более дру­гих, сми­ря­ют себя с тру­дом, думая вы­со­ко о себе и при­ни­жая дру­гих.

Нема­лый труд и тер­пе­ние по­на­до­бят­ся, пока ста­рое ос­но­ва­ние гор­до­сти рух­нет и его место зай­мет дру­гое ос­но­ва­ние - Хри­сто­во сми­ре­ние и по­слу­ша­ние. Гос­подь же, видя их уси­лия и доб­рое про­из­во­ле­ние, по­пус­ка­ет прий­ти и дру­гим ис­пы­та­ни­ям для про­ти­во­дей­ствия их стра­стям, и Он, "хо­тя­щий всем спа­стись", Своей бла­го­да­тью спа­са­ет и их. Было бы за­ме­ча­тель­но, если бы каж­дый имел доб­рый ха­рак­тер, сми­ре­ние и по­слу­ша­ние, но если даже, кто и имеет при­ро­ду твер­же же­ле­за, не дол­жен от­ча­и­вать­ся. Будет борь­ба, но бла­го­да­тью Бо­жи­ей он по­бе­дит. У каж­до­го свой дар, и Гос­подь ожи­да­ет плода со­от­вет­ствен­но этому дару.

От на­ча­ла тво­ре­ния Он раз­де­лил людей на три груп­пы: Он дал пять та­лан­тов од­но­му, два - дру­го­му и один - тре­тье­му. Пер­вый по­лу­чил выс­ший дар: он имеет ве­ли­кие спо­соб­но­сти и зо­вет­ся "на­учен­ный Богом", по­то­му что по­лу­ча­ет на­став­ле­ния от са­мо­го Бога, без учи­те­ля, та­ко­вы Св. Ан­то­ний Ве­ли­кий, Св. Онуф­рий, Св. Мария Еги­пет­ская и ты­ся­чи дру­гих в древ­но­сти, кто до­стиг со­вер­шен­ства без на­став­ни­ка.

Вто­рой тип людей имеет уче­ние и на­став­ле­ния о том, как и что де­лать, и де­ла­ет. Тре­тий тип такой, что даже если он слы­шит и учит­ся, все же пря­чет это в землю и не де­ла­ет ни­че­го. Вот по­че­му су­ще­ству­ет такая боль­шая раз­ни­ца между лю­дь­ми и между мо­на­ха­ми.

Что ты и ви­дишь. Вот по­че­му пер­вое и важ­ней­шее, что ты дол­жен сде­лать, это "по­знать себя". Знать, что ты есть по­и­стине, а не то, что ты пред­став­ля­ешь о себе. С таким зна­ни­ем, ты ста­нешь муд­рей­шим че­ло­ве­ком. С осто­рож­но­стью ты при­бли­жа­ешь­ся к сми­ре­нию и по­лу­ча­ешь бла­го­дать от Бога. Од­на­ко если ты не до­стиг­нешь са­мо­по­зна­ния, а бу­дешь по­ла­гать­ся толь­ко на свои уси­лия, знай, ты оста­нешь­ся да­ле­ко от пути. Про­рок не ска­зал "виждь труд мой, Гос­по­ди", но "виждь сми­ре­ние мое и труд мой, Гос­по­ди". Труд для тела, сми­ре­ние для души. А оба вме­сте, труд и сми­ре­ние для всего че­ло­ве­ка. Кто по­бе­дил диа­во­ла? Тот, кто знает свои соб­ствен­ные сла­бо­сти, стра­сти и недо­стат­ки. Кто бежит от по­зна­ния са­мо­го себя, тот да­ле­ко от зна­ния, а толь­ко занят тем, что вы­ис­ки­ва­ет про­ма­хи в ком-то и осуж­да­ет дру­гих. Не видит ни­чьих да­ро­ва­ний, а толь­ко недо­стат­ки. А свои соб­ствен­ные недо­стат­ки не за­ме­ча­ет, видя лишь до­сто­ин­ства. И это дей­стви­тель­но бо­лезнь, это то, что ха­рак­те­ри­зу­ет нас, как людей "вось­мо­го ты­ся­че­ле­тия" (время, перед при­ше­стви­ем ан­ти­хри­ста). Мы не спо­соб­ны ви­деть дары друг друга. Один че­ло­век, может, имеет много, но люди вме­сте об­ла­да­ют всем. То, что имеет один, имеет и дру­гой. Если мы осо­зна­ем это, мы по­лу­чим ве­ли­кое ос­но­ва­ние для сми­ре­ния, по­сколь­ку Бог, укра­сив­ший че­ло­ве­ка мно­го­раз­лич­но, по­ка­зав нера­вен­ство между всеми со­зда­ни­я­ми, сла­вим и по­кло­ня­ем, но не так, как неве­ру­ю­щие, тща­щи­е­ся урав­нять все, от­вер­га­ют Бо­же­ствен­ное тво­ре­ние. Но Бог "вся пре­муд­ро­стию со­тво­рил еси".

Дитя мое, по­ста­рай­ся по­луч­ше себя узнать и по­ло­жить сми­ре­ние в ос­но­ва­ние дела. Учись по­слу­ша­нию и мо­лит­ве. Пусть "Иису­се Хри­сте, по­ми­луй мя" будет твоим ды­ха­ни­ем. Не остав­ляй сво­е­го ума в празд­но­сти, чтобы не на­учил­ся он чему злому. Не смот­ри на про­ма­хи дру­гих и ни осуж­дай ни­ко­го, чтобы тебе не стать со­общ­ни­ком лу­ка­во­го без ка­ко­го-либо про­грес­са в доб­ро­де­ла­нии. Не будь по­соб­ни­ком вра­гов своей души. Лу­ка­вый враг знает, как скрыть­ся среди стра­стей и сла­бо­стей. Для того, чтобы по­бе­дить его, ты дол­жен бо­роть­ся и по­бе­дить себя - все свои стра­сти. Когда "вет­хий че­ло­век" ума­ля­ет­ся, рас­се­и­ва­ет­ся и сила врага. Мы сра­жа­ем­ся не с че­ло­ве­ком, ко­то­ро­го можно одо­леть мно­ги­ми спо­со­ба­ми, а с си­ла­ми и вла­стя­ми тьмы. Они по­беж­да­ют­ся не кон­фе­та­ми и лю­без­но­стя­ми, но по­то­ка­ми слез, смер­тель­ной болью души, край­ним сми­ре­ни­ем и ве­ли­ким тер­пе­ни­ем. Кровь долж­на стру­ить­ся от пе­ре­утом­ле­ния в де­ла­нии мо­лит­вы. Ты дол­жен па­дать от ис­то­ще­ния неде­ля­ми, как от тя­же­лой бо­лез­ни. И ты не дол­жен остав­лять борь­бу до тех пор, пока бесы не будут по­срам­ле­ны и рас­се­я­ны. Тогда ты по­лу­чишь осво­бож­де­ние от стра­стей.

Итак, дитя мое, по­нуж­дай себя с са­мо­го на­ча­ла войти вра­та­ми уз­ки­ми, ибо толь­ко они при­во­дят в рай­ские оби­те­ли. От­се­кай свою волю каж­дый день и каж­дый час, и не ищи дру­го­го пути. Это путь, прой­ден­ный но­га­ми Свя­тых Отцов. От­крой свой путь Гос­по­ду, и Он по­ве­дет тебя. От­крой свои по­мыс­лы стар­цу, и он ис­це­лит тебя. Ни­ко­гда не скры­вай по­мыс­лов, по­то­му что в них пря­чет диа­вол свои лу­ка­вые со­ве­ты, но, бу­дучи ис­по­ве­дан­ны­ми, все ис­че­за­ют. Не осуж­дай па­де­ния дру­гих, по­то­му что бла­го­дать по­кры­ва­ет тебя до этого мо­мен­та, по­кры­вая и твои па­де­ния. Чем боль­ше ты по­кры­ва­ешь бра­тию своей лю­бо­вью, тем боль­ше бла­го­дать по­кры­ва­ет тебя и за­щи­ща­ет от лож­ных на­ве­тов.

Ка­са­тель­но брата, о ко­то­ром ты упо­мя­нул, по­хо­же, он имеет неис­по­ве­дан­ный грех, по­сколь­ку сты­дит­ся го­во­рить об этом стар­цу. Это ис­ку­ше­ние. Он дол­жен ис­пра­вить это, без ис­крен­ней ис­по­ве­ди очи­ще­ние невоз­мож­но. Этот стыд - по­сме­ши­ще для бесов. Да про­све­тит его Гос­подь и при­ве­дет в чув­ство. И ты дол­жен мо­лит­ся за него, как и за каж­до­го; следи за собой.

В любом слу­чае, ты всту­па­ешь в борь­бу. Ты встре­тишь мно­го­раз­лич­ные ис­ку­ше­ния, - при­го­товь­ся тер­петь. По­вто­ряй по­сто­ян­но мо­лит­ву, и Гос­подь по­мо­жет тебе Своею бла­го­да­тью, ко­то­рая силь­нее лю­бо­го ис­ку­ше­ния.