Мо­ло­до­му че­ло­ве­ку о мо­лит­ве

Пре­по­доб­ный Иосиф Ис­их­аст

Мой воз­люб­лен­ный брат во Хри­сте, мо­люсь, чтобы с тобой все было хо­ро­шо. Се­год­ня я по­лу­чил твое пись­мо и хочу от­ве­тить на все твои во­про­сы. По­уче­ние, нуж­ное тебе, не тре­бу­ет ни вре­ме­ни, ни уси­лий для об­ду­мы­ва­ния и от­ве­та. Умная мо­лит­ва для меня это то, чем я за­ни­ма­юсь уже более 35 лет.

Когда я при­шел на Свя­тую Гору, я сразу же устре­мил­ся на по­ис­ки тех, кто мог мне по­мочь в овла­де­нии мо­лит­вой и сей­час, огля­ды­ва­ясь назад, на эти про­шед­шие годы, я вижу, что тогда было очень много тех, кто жил мо­лит­вой, людей доб­ро­де­тель­ных, стар­цев про­шло­го.

Мы вы­бра­ли од­но­го из них, в ка­че­стве на­ше­го стар­ца, а также по­лу­ча­ли ру­ко­вод­ство от дру­гих. Те­перь, на­чи­ная овла­де­вать умной мо­лит­вой, ты дол­жен по­сто­ян­но по­нуж­дать себя тво­рить мо­лит­ву без оста­нов­ки. Для на­ча­ла очень быст­ро, чтобы ум не имел вре­ме­ни для меч­та­ний и по­мыс­лов. Все вни­ма­ние скон­цен­три­руй на сло­вах: "Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, по­ми­луй мя". Когда мо­лит­ва про­го­ва­ри­ва­ет­ся язы­ком до­ста­точ­но дол­гое время, ум на­чи­на­ет при­вы­кать к этому и ино­гда уже и сам го­во­рит ее. Со вре­ме­нем мо­лит­ва ста­но­вит­ся слад­ка, как если бы ты имел мед в своем рту, и хо­чешь го­во­рить ее по­сто­ян­но. А если оста­но­вишь­ся, чув­ству­ешь боль­шой дис­ком­форт.

Когда ум при­вы­ка­ет к мо­лит­ве и на­пол­ня­ет­ся ею, тогда, если все до этого было верно сде­ла­но, ум сам по­сы­ла­ет мо­лит­ву в серд­це. По­сколь­ку ум снаб­жа­ет душу пищей, за­да­чей его яв­ля­ет­ся от­прав­ка этой пищи (и хо­ро­ше­го, и злого, то, что ум на­хо­дит) в серд­це, ко­то­рое яв­ля­ет­ся цен­тром пси­хи­че­ской и ду­хов­ной ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка, "тро­ном для ума".

По­это­му, когда кто-то, про­го­ва­ри­вая мо­лит­ву, удер­жи­ва­ет ум свой от меч­та­ний и во­об­ра­же­ния чего-либо и кон­цен­три­ру­ет вни­ма­ние толь­ко на сло­вах мо­лит­вы, тогда с ды­ха­ни­ем и все­ко­неч­ным по­буж­де­ни­ем себя, он низ­во­дит ум в серд­це и, оста­ва­ясь там как в клети, рит­мич­но про­го­ва­ри­ва­ет слова мо­лит­вы: "Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, по­ми­луй мя!"

Вна­ча­ле он про­го­ва­ри­ва­ет мо­лит­ву несколь­ко раз за одно ды­ха­ние, позже, когда ум на­вы­ка­ет оста­вать­ся в серд­це, он про­го­ва­ри­ва­ет мо­лит­ву с каж­дым ды­ха­ни­ем: "Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте" - на вдохе, "по­ми­луй мя" - на вы­до­хе. И так он при­нуж­да­ет себя до тех пор, пока бла­го­дать сама по­кры­ва­ет душу и дей­ству­ет сама. Это то, что ка­са­ет­ся "тео­рии". Мо­лит­ва тво­рит­ся везде; сидя, лежа, на ходу, стоя. "Непре­стан­но мо­ли­тесь. За все бла­го­да­ри­те", - го­во­рит Апо­стол (1Фес. 5:17-18).

Недо­ста­точ­но мо­лить­ся толь­ко перед сном. Мо­лит­ва - это битва. Когда уста­нешь, сядь, потом снова встань, чтобы сон не по­гло­тил тебя. Это "прак­сис" (прак­ти­ка). Ты по­ка­зы­ва­ешь свое про­из­во­ле­ние Богу, ибо толь­ко от Него за­ви­сит, когда и что дать тебе. Бог - на­ча­ло и пре­дел всему. Его бла­го­дать - это дви­жу­щая сила, ко­то­рая яв­ля­ет все. Когда по­яв­ля­ет­ся лю­бовь, ты по­ни­ма­ешь, как сле­до­вать, как по-на­сто­я­ще­му ис­пол­нять за­по­ве­ди. Ты вста­ешь ночью и мо­лишь­ся, ты ви­дишь боль­но­го и со­стра­да­ешь ему, ты ви­дишь вдову, си­ро­ту и по­да­ешь им, и Гос­подь любит тебя, а ты лю­бишь Его. Он любит пер­вым и из­ли­ва­ет Свою бла­го­дать, и мы воз­вра­ща­ем Ему Его, что и есть "Твоя от Твоих". По­это­му, если ищешь найти Его по­сред­ством мо­лит­вы, не поз­во­ляй ни од­но­му вздо­ху про­ис­хо­дить без нее. Толь­ко будь осто­ро­жен и не при­ни­май ни­ка­ких фан­та­зий. Бог не имеет формы, об­ра­за, цвета. Он аб­со­лют­но со­вер­ше­нен и неопи­су­ем. Он дей­ству­ет по­доб­но неуло­ви­мо­му мир­но­му ве­тер­ку в со­зна­нии.

Рас­ка­я­ние при­хо­дит, когда ты осо­зна­ешь, как силь­но ты огор­ча­ешь Бога, Ко­то­рый так добр, сла­док, ми­ло­стив и полон любви, Кто рас­пял­ся и стра­дал за каж­до­го из нас. Когда ты раз­мыш­ля­ешь об этом и дру­гих вещах, свя­зан­ных со стра­да­ни­ем Гос­по­да, это при­но­сит чув­ство рас­ка­я­ния.

Итак, если смо­жешь, по­вто­ряй мо­лит­ву без оста­нов­ки два или три ме­ся­ца, и ты по­лу­чишь навык, тогда бла­го­дать по­кро­ет и вос­ста­вит тебя. По­вто­ряй негром­ко, когда ум при­вык­нет, пе­ре­стань про­из­но­сить мо­лит­ву язы­ком и дай это де­лать уму. Когда он оста­но­вит­ся, снова под­дер­жи мо­лит­ву уста­ми. Уст­ная мо­лит­ва необ­хо­ди­ма вна­ча­ле, потом всю твою жизнь ум будет тво­рить мо­лит­ву сам, безо вся­ко­го уси­лия. Когда при­дешь на Свя­тую Гору, по­се­ти нас. Мы будем го­во­рить с тобой о дру­гих вещах, вре­ме­ни для мо­лит­вы будет мало, к тому же при по­се­ще­нии мо­на­сты­рей твой ум будет от­вле­кать­ся на то, что видит и слы­шит.

Я уве­рен, ты об­ре­тешь мо­лит­ву. Безо вся­ких со­мне­ний. Толь­ко на­стой­чи­во сту­чись в двери бо­же­ствен­но­го ми­ло­сер­дия, и Хри­стос, ко­неч­но, от­кро­ет тебе. Невоз­мож­но не быть этому. Чем боль­ше ты Его лю­бишь, тем боль­ше по­лу­ча­ешь. Его дар, будет он боль­шим или ма­лень­ким, за­ви­сит от твоей любви, ве­ли­ка она или мала.