Краткое сказание о происхождении нерукотворенного образа Спасителя и уроки из него

Книга 15. Поучение 32

I. Нынешний день св. церковь посвящает празднованию нерукотворенного образа Спасителя. О происхождении этого образа вот что известно из предания.

Когда Иисус Христос жил на земле, то узнал о Нем едесский князь Авгарь. Он был болен и прислал к И. Христу просить Его прийти к нему и исцелить его, а, если можно, то и совсем поселиться у него. При этом он прислал живописца снять портрет с Него. У живописца портрет выходил неправильный. Иисус Христос заметил это, потребовал полотенце, утерся им, и к удивлению всех божественный лик Спасителя отобразился на полотенце сам собою. Спаситель вручил полотенце с Своим ликом посланному, при этом собственноручно написал Авгарю письмо, и обещал ему сначала облегчение от его болезни, а после и совершенное исцеление, какое преподаст ему один из учеников Его, что и оправдалось,

II. "Блаженный Авгарь, счастливый князь!" скажете вы, "удостоился и образ и письмо Спасителя получить и у себя иметь".

а) А мы в этом отношении разве менее счастливы? разве нам не дано то же, что Авгарю? Святое евангелие, в котором описаны и жизнь, и деяния, и учение нашего Спасителя - что́ это как не письмо, присланное Им нам, присланное для нашего вразумления, просвещения и утешения, для утверждения в вере и благочестии, словом - для вечного спасения? Эти иконы, на которых начертан Его божественный лик, которыя мы по уставу св. церкви имеем и дома, которыя в таком множестве видим и в церкви - эти иконы чудотворныя, источающия благодать исцеления всем притекающим к ним - что это, как не то же самое, что Спасителем прислано к Авгарю? Так, и нам даровано одинаковое счастие иметь то же самое, что имел Авгарь.

б) Но вот вопрос: как мы пользуемся этим счастием? Это счастие к счастию ли вечному нашему служит? не остается ли оно у нас втуне, без пользы, вместо спасения не готовит ли нам осуждение? А может послужить и к осуждению - это тогда, когда о святом евангелии будем только знать, что оно есть, а иметь его у себя, читать его, изучать его, проникаться духом его не будем, - когда о приобретении икон будем заботиться, будем стараться и украшать их, иметь пред ними возженными лампады, а о молитве пред иконами думать не будем, духа молитвенного приобрести не постараемся, когда будем довольствоваться самою краткой и холодной молитвой, или когда от молитвы совсем будем бегать, как от самаго тяжелаго труда, когда время молитвенное будем употреблять на сон и успокоение себя и другия удовольствия.

Да, при таком поведении и образе жизни действительно святая книга - евангелие, множество икон в домах наших будут только служить обличением нашего нерадения, безпечности, нашей холодности к Спасителю. Но зачем не пользоваться к спасению тем, что дано для спасения? Не будет ли это походить на то, как если бы кто находился близ источника, а жажду свою утолять не хотел из него.

III. Итак позаботимся так возлюбить святое евангелие - это письмо присланное нам с неба, чтобы не только не отлучать себя от слышания его в храме, но чтобы и дома по возможности почивать на этой книге, как можно больше уделять времени на чтение и изучение ея, никак не менее, чем сколько уделяем на чтение книг, газет и журналов светских. Кто газеты читает, а святого евангелия и в руки не берет, тот заботится о временном, забывая вечное, тот христианин по имени только, тот сколько бы ни уверял себя, что он любит Христа - старается угодить Ему, тот говорит ложь. Имея святыя иконы, позаботимся о том, чтобы как можно чаще, долее и горячее молиться пред иконами, чтобы молитва была пищею, первым наслаждением нашим, чтобы она всегда была в мыслях, в сердце и на устах наших. Кто имеет икон много, а о Боге думает мало, о угождении ему еще меньше, тот думает спастись без труда, без перемены сердца, тот думает угодить Богу, служа своим страстям и греховным наклонностям. Нет, не спасение, а вечное осуждение он заслужит себе, если не покается во время.