Книга 4. Поучение 41
I. Свв. мученики Трофим, Савватий и Доримедонт, память коих совершается ныне, пострадали в III веке. Однажды, когда с особенным торжеством язычники отправляли свой праздник в Антиохии Писидийской, два христианина, Трофим и Савватий, с грустью смотрели на них и молили Бога обратить заблуждающихся на путь истины. Их схватили и отправили к правителю Аттику. Правитель предлагал им отречься от Христа и за непослушание приказал мучить. Савватий скончался от мучений. Трофима же отправили во Фригию к правителю Дионисию, который славился искусством мучить христиан. Святого били жилами, резали и посыпали раны солью, но он терпел все мучения и только повторял: Многи скорби праведных, и от всех их избавит Господь. После мучений святого бросили в темницу. Здесь начал навещать его сенатор, христианин Доримедонт. Узнав об этом, Дионисий требовал от Доримедонта отречения от христианства, но, получив отказ, приказал бросить его вместе с Трофимом на съедение зверям. Звери не коснулись святых; тогда они были усечены мечом.
II. Братия и сестры о Господе! Свв. мученики Трофим, Савватий и Доримедонт безропотно взяли крест свой, крест самых лютых мучений за верность Христу, и, идя за Ним, наследовали жизнь вечную.
И мы должны, по Заповеди Христовой, нести крест свой.
Кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16:24), говорит Господь всем Своим последователям. То же заповедует и апостол, говоря: иже Христовы суть, плоть распяше со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). То же внушают нам св. отцы, подвижники и страстотерпцы Христовы; ибо все они, как истинные ученики Спасителя, несли кресты свои, - все распинали плоть свою со страстьми и похотьми, и подвергались разным скорбям и мучениям ради Христа и вечного своего спасения. Поэтому и мы, братия, радя о спасении душ наших, возьмем, по Заповеди Божией, кресты свои и с полным самоотвержением последуем Христу по спасительному пути.
Для совершения такого подвига не нужно нам делать того, что превышает силы наши или несовместно с положением нашим в обществе, - не нужно, например, всем нам оставить свои дома и семейства, бежать в иную страну, раздать все имение наше бедным и вести нищенскую жизнь в крайнем уничижении или перед мучителями исповедовать свою христианскую веру, как вынуждены были делать это свв. мученики и другие угодники Божии. Мы, по Заповеди Спасителя, должны взять свои кресты, т. е. должны обречь себя на такие труды и пожертвования, которые нужны для спасения нашего, по состоянию нашего духа и по житейскому положению нашему, - должны отвергнуться того, к чему влечет нас растленная плоть наша, и что может быть вредно для душ наших.
а) Вот ты, возлюбленный о Христе брат, может быть, пристрастен к земному богатству, думаешь только о стяжании его и употребляешь к этому всякие средства, даже и нечестные, а притом очень скуп и не сострадателен к бедным. Это весьма вредно для души твоей и может погубить тебя на веки: ибо сребролюбие, - говорит апостол, - есть корень всем злым (1Тим. 6:10). Итак, если хочешь спасти себя от зол и вечной погибели, то возьми крест свой - оставь, распни в себе страсть любостяжания. Хорошо было бы, если бы ты мог раздать все имение свое нищим и всецело посвятить себя на служение Господу; но если ты не можешь этого сделать по семейным и другим твоим обстоятельствам, то, по крайней мере, не прилагай сердца твоего к богатству, когда оно течет к тебе (Пс. 61:11), а тем паче не скрывай его напрасно в сокровищнице твоей, но употребляй на пользу общую и охотно раздавай его бедным. Поступая так, ты спасешься: ибо сотворишь себе други от мамоны твоей, которые, по уверению Спасителя, приимут тебя в вечные кровы (Лк. 16:9).
б) Вот ты, брат мой о Господе, может быть, невоздержен в пище и питии, очень любишь плотские удовольствия и ведешь жизнь рассеянную. Это весьма вредно для души твоей и может погубить тебя на веки: ибо чревоугождение есть то же, что идолослужение, и творящие плотские дела Царствия Божия не наследят, - говорит апостол (Флп. 3:19. Гал. 5:19-21). Итак, если ты желаешь достигнуть этого царствия и спасти душу свою от погибели, то возьми крест свой, - оставь плотоугодие, истреби в себе сластолюбие. Для этого тебе полезно было бы удалиться от мира и всех его прелестей и обречь себя на строгий пост и отшельническое уединение в какой-нибудь пустыни, но если ты почему-нибудь не можешь этого сделать, то, по крайней мере, удаляйся тех мест и обществ, в которых можешь подвергнуться соблазну, а когда по обстоятельствам необходимо будет посетить их, то всемерно храни себя от искушения и не увлекайся тем, что может повредить душе твоей; находясь же в дому твоем, соблюдай во всем умеренность, укрощай в себе плотские вожделения и усердно моли Господа, да поможет тебе побеждать их и преуспевать в добродетели. Поступая так, ты спасешься: ибо, кто блюдет себе от греха, тому лукавый не прикасается, - говорит апостол (1Ин. 5:18); а кто побеждает мир с его соблазнами и грехами, того Спаситель обещает посадить с Собою на престоле славы (Отк. 3:21).
в) Каждый из нас, братия, должен умертвить в себе страсти, влекущие его до греху, каждый должен отказаться от того, что препятствует спасению души его, и последовать Христу подражанием Его жизни, исполнением святых Его Заповедей. Это будет свой крест для каждого из нас, - крест спасительный, так как все, что мы сделаем ради Христа, даже чаша холодной воды, поданная во имя Его, все это будет иметь мзду свою на суде Божием (Мк. 10:40,42).
III. Братия и сестры о Господе! Возлюбим те кресты, которые мы должны возложить на себя, по Заповеди Спасителя. Иисус Христос нес великий и тягостнейший крест единственно ради нашего спасения: ужели же мы откажемся понести свои малые кресты, чтобы сделаться достойными спасения? Нет, как ученики Распятого, охотно возьмем кресты свои и последуем Ему; а дабы нам не изнемочь под ними, то будем молить Господа, да поможет Он нам всесильною благодатью Своею неослабно нести их и неотступно следовать по стопам Его. Он некогда сказал: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12:32), - воззовем же к Нему из глубины сердец наших: влеки нас к себе. Господи, - влеки нас крестным путем Твоим, да с Тобою страждем, с Тобою же и прославимся (Рим. 8:17)! Аминь.