Неизвестный новоафонский монах
Блажен постигший неразлучную с молитвою непостижимость Божию. (Нил Синайский)
Сидя в келии, стяжи себе благое делание, собери ум свой и имей пред очами всегда последний час смертный. Помни о суетности мирской, как она обольстительна и ничтожна. Помышляй об испытании на страшном суде, как наши горькие обличители будут видимо представлять тогда наши дела, слова и помышления, которые они влагали, а мы принимали. Приводи себе на мысль и адския мучилища, и то, как в них заключены будут души на вечное нескончаемое мучение и горький бесполезный плач нераскаянных грешников. Вспоминай также и о неизреченном веселии праведных в Царстве Небесном, в котором будут вечно блаженствовать все ходившие узким путем и прискорбным житием на земле. Все сие приводя на мысль, постени и поплачь, и вопий ко Господу, пока не уснешь. Вставши от сна, принимайся опять за эти делания, чтобы никакое другое помышление не занимало тебя.
Искатель молитвы жалуется, что не может и малого времени без помыслов помолиться. В чём причина? В том, - что не познал еще Бога; не познал того, что суета мира сего есть не что иное, как обман, прелесть и суета сует; нет веры и надежды на Бога. Возложи все попечение в жизни сей на Бога, и всё будет у тебя исправно и доволен будешь во всем. Почему нищие духом бывают мирны и довольны? Потому что они взыскали Бога, в котором имеют всякое благо. А те, которые богатеют помыслами и заботами житейскими, как бы невозможно и жить без них, те воистину обнищаша и взалкаша, как возложившие все упование на свой плотской разум. В том ищут покой, в чем невозможно обрести его.
Так ли мы ищем Бога и стремимся к Нему, что и не помним Его? Нужно всегда зреть Его, а мы даже и не нуждаемся в Нём. Бога променяли на помыслы, нам помыслы стали нужней Бога.
Ты говоришь, что "я - искатель молитвы", - нет, не ищешь ты молитвы. Помыслы лобызаешь и всегда пресыщаешься ими, а говоришь - ищу молитву. Возненавидь помыслы и имей всегда в памяти одного Бога. Забудь все, кроме Бога, тогда обрящешь и молитву. Если будешь двоедушничать, т.е. видеть и в помыслах некую важность и молитву деять, то писание тебя назовет любодеем. Почитай все за сор да приобрящеши Христа. Почему Каллист Катафигиот о единении нашего ума с Богом пространно написал?
Потому что искателю молитвы иначе быть нельзя. Хотя многим кажется его писание высоко и глубоко, но, в сущности, оно содержит прямую истину, сокровенную жизнь во Христе.
Кто по благодати Божией обрел путь молитвы, тот подтвердит это мнение, или можно сказать - истину.
Когда мы не видим друг друга, то мы находимся в отсутствии с кем бы то ни было. Если не имеешь Христа перед очами, то невозможно и соединиться с Ним. Если ум занят другими вещами, то он и не молится Богу, и нет единения с Ним. Един Бог у искателя молитвы должен быть всегда и во всём, и день со Христом, и ночь во Христе. Делай, говори, помышляй и спи со Христом. В уме Христос и в сердце Христос. В скорбях Христос и в радости Христос. Вкратце сказать: да будет у тебя и дыхание во Христе. Не будь на словах только любитель Христа. Возлюби самим делом Христа, тогда и помыслы исчезнут. Отвергни от себя всякое мирское разумение, разумей только Христа и облечешься во Христа. Заменяй всякое помышление - помышлением о Христе. Бойся оскорбить Христа даже самым малым уклонением ума от Христа, и всегда будешь един с Единым.