Книга 15. Поучение 12
I. Преображение Господне празднуется в память того, как Господь, преобразившись на горе Фаворе пред учениками Своими, явил им Свою божественную славу. Это явление славы Божией было для учеников утверждением учения о кресте, побуждало их к терпению за веру и к ревности в проповеди. Так как беседа И. Христа о кресте глубоко опечалила учеников, то, чтобы укрепить их в вере и показать им необходимость Его добровольных за мир страданий, Господь показал им Свою божественную славу. Он взял ближайших трех учеников - Петра, Иакова и Иоанна - и повел их на высокую гору Фавор, находившуюся у юго-западного берега Генисаретского озера. Здесь Он предался молитве, и во время Его молитвы совершилось чудо преображения: лице Его просияло как солнце, одежды сделались белыми, как снег, и явились, по сторонам Господа, два великие ветхозаветные пророка - Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о кончине Его в Иерусалиме. Видение славы Божией так усладило Петра, что он, в чувстве небесной радости, воскликнул: "Господи! хорошо нам здесь. Если хочешь, сотворим здесь три сени (палатки); одну Тебе, другую Моисею, и третью - Илии". Пока он еще говорил, вдруг светлое облако осенило их, и из облака послышался голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение, Его слушайте". Ученики в страхе пали ниц, но Господь коснулся их и сказал: "встаньте и не бойтесь". И встав, они увидели одного И. Христа, в обыкновенном Его виде. Когда они сходили с горы, Господь запретил им говорить об этом видении, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых.
II. В службе на этот праздник и нам, как некогда апостолам, возсиял присносущный свет славы Божией".
а) Что это за присносущный свет, об озарении которым св. церковь поучает нас просить Господа? Это тот свет, которым на горе Фаворе сияло лице Богочеловека. Называя фаворский свет присносущным, св. церковь дает нам разуметь, что это был не простой солнечный свет, но свет несотворенный, непосредственное проявление присносущной, вечной славы Божества Христова. Сын Божий, приняв на Себя человеческое естество, не перестал быть Богом. По воплощении Сына Божия, свет Его Божеской славы не померк, а только сокрылся под рабиим Его зраком. Никогда в земной Его жизни свет Его Божеской присносущной славы не просиявал так явственно, так торжественно, как он просиял в минуту преображения. Тогда Он проторгся сквозь телесную сокрывавшую его оболочку, озарил необыкновенным блеском лице и одежды Богочеловека, и в сем виде сделался доступным чувственному зрению троих избранных учеников: Петра, Иакова и Иоанна.
б) Для чего Господу Иисусу благоугодно было в таком необыкновеннном виде явить на Фаворе божественную славу Свою, открыть Свой присносущный светь телесным очам учеников Своих? Для того отвечает св. церковь, чтобы ученики - свидетели сего события, "егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Он есть воистину Отчее сияние". Ученики были уверены, что Господь не страдать и умереть пришел на землю, а устроить славное земное царство, в котором они будут занимать первыя места, так что и после преображения, не задолго до страданий Господа, двое из них просили у Него, чтобы один из них сел по правую, а другой по левую руку Его (Мф. 20:21), когда откроется земное царство Его. Можно судить поэтому, как сильно должны были смутить апостолов страдания и смерть их Учителя, и как поэтому нужно было, по крайней мере в некоторых из них, укрепить веру в Его неизменно Божеское достоинство каким-нибудь особенно сильным для них доказательством. И вот Иисус Христос, когда настало время особенно укрепить эту веру, взял троих из Своих учеников на высокую гору и при том таких, которые хотели быть с Ним во время Его страданий (Мф. 20:22,26,33) и которые, как более твердые в вере, способны были и в других укреплять ее (Лк. 22:32); и там - на горе явил пред телесными очами их славу Своего Божества, "да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное", - т. е. что Иисус Христос несет страдания не потому, что не мог избежать их, а потому, что страдания и смерть были Его добровольною целию, для которой Он приходил на землю.
III. Да возсияет и нам грешным тот присносущный свет славы Божией, который зрели и которым осенены были апостолы на Фаворе, - молится святая церковь.
а) Да возсияет он нам на небе. И о чем нам вместе с церковию должно больше и чаще молиться, как не об этом? Будущее блаженство на небе - цель всей нашей здешней жизни, и будет именно состоять в лицезрении Божием, когда "праведницы просветятся" светом божественной славы, "яко солнце" (Мф. 13:43), и не только духовными, но и телесными очами узрят славу Божию лицем к лицу (1Кор. 13:12). Но не забудем, что только "чистии сердцем", только чуждые порочных привычек, желаний и помышлений, узрят славу Божию на небе (Мф. 5:8). Сердце наше, приковавши себя к земле, приучивши себя находить удовольствие только в удовлетворении своим порочным желаниям, неспособно будет чувствовать святой радости на небе в единении с Богом, ангелами и святыми.
б) Да возсияет нам не на небе только, но и здесь, на земле, присносущный свет славы Божией; да сподобит нас Господь еще здесь на земле предвкушать блаженство небесное, чтобы и мы могли сказать, подобно апостолам: "добро нам зде быти"; да согреются наши холодныя сердца прикосновением к ним благодатного света божественнаго. И это зрение божественного света, возможное для души, заключенной в нынешнем бренном теле, может быть доступно иногда и для телесных очей. Некоторые подвижники молитвою и постом соделывали себя достойными зреть славу Божию телесными очами. "Получающие благодать Божию делаются новою тварию и бывают способны видеть свет Божий и телесными очами, настроенными тою же благодатию Божиею, как апостолы на Фаворе", говорит святитель Григорий фессалоникский.
в) "Да возсияет присносущный свет" славы Божией и "нам грешным". Помолимся в настоящий праздник славного Преображения Господня, чтобы Господь коснулся лучем Своего божественного света сердец наших, осветил душе нашей ту темную бездну, в которую низринули ее грехи, - подобно тому, как Он некогда Своею благодатию коснулся порочного сердца Марии египетской и из великой грешницы соделал ее святою.