Где хранилище церковных сокровищ?

Книга 15. Поучение 19

I. Воспоминаемый в нынешний день святой священно-мученик архидиакон Лаврентий отличался особенною привязанностию к своему архипастырю, святителю римскому, папе Сиксту. Когда, по приказанию римского императора Валериана, вели Сикста в темницу за исповедание святой веры, архидиакон Лаврентий встретил его на пути и с горьким плачем взывал к своему любимому святителю-узнику: "Отче! куда ты идешь без сына? Архиерею святый куда ты спешишь без своего архидиакона? Учитель мой! возьми с собою твоего верного ученика!" "Не плачь, сын мой, говорил ему святитель, как бы в его утешение, не сокрушайся; я тебя не оставлю; тебе, как крепчайшему, предлежит еще больший подвиг, чем мне; только немного повремени; не позже, как через три дня по моей кончине, и ты последуешь за мною. А тем временем распорядись ты, как следует, нашим церковным имуществом". Проводивши святителя к темнице, Лаврентий поспешил исполнить его приказание на счет церковных сокровищ, которыя были тогда на его руках. Спустя несколько времени, он был схвачен и представлен императору. "А где ваши церковныя сокровища?" спросил его Валериан, узнавши от приведших его, что за человек Лаврентий. Лаврентий молчал. Валериан приказал отправить Лаврентия в темницу и здесь употребить все средства, чтобы выведать от него о сокровищах церковных. Чрез несколько времени опять представили Лаврентия к императору: "Оставь же ты свое упорство и скажи нам наконец о ваших сокровищах, где они у вас хранятся", опять спрашивал Валериан Лаврентия. "Государь, дай мне два-три дня сроку, отпустивши на свободу, - и я покажу тебе наши сокровища", ответил наконец Лаврентий. Валериан с готовностью отпустил его на этот срок на свободу, распорядившись, чтобы в это время за ним зорко следили. Лаврентий в эти дни ходил по городу и вел какие-то переговоры со всякого рода бедняками, нищими, немощными, калеками, сиротами и вдовицами, которыя были, как оказалось потом, на попечении римской церкви. В назначенный день стали собираться к царским палатам десятки, сотни разного бедного и немощного люда. Явился в этой толпе и Лаврентий, как ее руководитель. К чему все это? недоумевают придворные и сам император Валериан. "Вот где наши сокровища!" заговорил наконец громко архидиакон Лаврентий, указывая императору и его придворным на собравшуюся тысячную толпу бедняков: "в этих нищих, как в сосудах, наши вечныя сокровища; кто вручает этим бедным свое достояние, тот с лихвою получит его в загробной жизни". Оскорбительным показался для властей такой ответ святого, и он был жестоко замучен: его изжарили на железном одре.

II. А где же наши церковныя сокровища? Быть может, кто-нибудь из вас пожелал бы знать, куда именно идут те деньги, которыя вы жертвуете в пользу церкви, при покупке свечей, при сборе на храм и проч. О, великое назначение этих лепт христианских. Строятся храмы, украшаются храмы, поддерживаются храмы в своем благолепии, все на эти копейки. На эти жертвы, содержится у нас православное духовенство; на эти жертвы воспитывается у нас все юношество православного духовенства и вообще все желающие послужить обществу в духовном звании, начиная от скромного пономаря до высокопоставленного архиерея.

На эти средства поддерживается и развивается у нас православная наука, служащая для укрепления и расширения православной веры.

На эти средства устрояются у нас миссионерские общества для распространения христианской православной веры по всей обширной России.

Из этих средств в случае нужды получают помощь и православные поклонники святой земли; из этих средств "получают помощь не только бедныя вдовы и сироты духовного звания но и многие другие бедняки", в роде несчастных слепцов, для которых в последнее время стали устроять приюты и училища и пр.

На эти копейки отчасти учатся и ваши дети в церковно-приходских школах. И так, жертвуемая вами на церковь копейка не пропадает даром. Она расходуется бережливо и не безплодно: она блестит всюду самым разнообразным добром, то в виде лампады пред иконою, то в виде креста на храме, то в виде добраго умного слова благовоспитанного пастыря, то в виде радостной слезы бедняка, получившаго благовременную помощь к какому-нибудь празднику, или в какой-нибудь крайней нужде, - то в виде светлой мысли, или святого слова сказанного вашим сыном грамотеем, научившимся читать слово Божие в церковно-приходской школе и пр. и пр.

III. Не скупитесь же, люди добрые, на жертвы церковныя. Что вы пожертвуете на храм и во храме, то уж несомненно, наверное можно сказать, послужит на пользу души вашей, то вам непременно зачтется в заслугу на страшном суде Христовом, как ваша жертва во славу Божию и во благо ближних ваших. Аминь.

Мы рекомендуем