Этапы обу­че­ния Иису­со­вой мо­лит­ве

Ар­хи­манд­рит Иеро­фей (Вла­хос)

О чем-то я уже го­во­рил ранее. Умная мо­лит­ва за­став­ля­ет мо­на­ха, глав­ным об­ра­зом, укло­нять­ся от мира, по­ви­но­вать­ся стар­цу, жить на чуж­бине и все время хра­нить за­по­ве­ди Хри­сто­вы. По­на­ча­лу наше вни­ма­ние со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся на ис­пол­не­нии за­по­ве­дей Хри­сто­вых и на ас­ке­ти­че­ских по­дви­гах воз­дер­жа­ния и по­слу­ша­ния. Из уче­ния свя­тых отцов мы знаем, что доб­ро­де­те­ли еще не со­еди­ня­ют окон­ча­тель­но че­ло­ве­ка с Гос­по­дом, но со­зда­ют со­от­вет­ству­ю­щие усло­вия для при­хо­да мо­лит­вы, ко­то­рая и со­еди­ня­ет че­ло­ве­ка с Трии­по­стас­ным Свя­тым Богом. Доб­ро­де­тель - пред­по­сыл­ка обиль­ной бла­го­да­ти; вме­сте с тем она до­став­ля­ет эту бла­го­дать. Сле­до­ва­тель­но, ста­рец, име­ю­щий опыт Иису­со­вой мо­лит­вы, толь­ко в том слу­чае ре­ша­ет вве­сти в нее сво­е­го уче­ни­ка, когда убеж­да­ет­ся, что тот от­се­ка­ет соб­ствен­ные по­же­ла­ния и очи­ща­ет­ся от гру­бых стра­стей. Од­на­ко и тогда он не го­во­рит ему всего, но лишь сколь­ко тот может по­не­сти и осу­ще­ствить. Он ведет его по­сте­пен­но, шаг за шагом, по­сколь­ку воз­мож­ны разо­ча­ро­ва­ние и со­блазн.

- Ка­ко­вы эти этапы? Ка­ко­вы ми­сти­че­ские сту­пень­ки, при­во­дя­щие к со­вер­шен­но­му еди­не­нию со Хри­стом и на­сы­ще­нию Бо­же­ствен­ной бла­го­да­тью?

- Ос­нов­ная цель Иису­со­вой мо­лит­вы - вос­со­еди­не­ние "раз­дроб­лен­но­го" че­ло­ве­ка...

- Про­сти­те за вме­ша­тель­ство. Что зна­чит "вос­со­еди­не­ние че­ло­ве­ка"?

- Че­ло­век, по сло­вам Пи­са­ния, со­здан "по об­ра­зу Бо­жи­е­му". Бог трии­по­ста­сен, т.е. имеет одну сущ­ность в трех Ипо­ста­сях (Отец, Сын и Свя­той Дух). То же про­ис­хо­дит и с душой, по­сколь­ку она, как мы знаем, - "образ Божий". Она нераз­дель­на, но в ней несколь­ко сил. Она имеет три силы - ум, же­ла­ние и волю. Все они долж­ны на­хо­дить­ся в един­стве и устрем­лять­ся к Богу. По свя­то­му Мак­си­му, есте­ствен­ное со­сто­я­ние трех сил за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы уму по­зна­вать Бога, же­ла­нию же­лать и лю­бить толь­ко Бога и воле осу­ществ­лять волю Гос­по­да. В этом со­сто­ит за­по­ведь: "Воз­лю­би Гос­по­да Бога тво­е­го всем серд­цем твоим, и всем ра­зу­ме­ни­ем твоим, и всею кре­по­стию твоею". Когда ум пре­бы­ва­ет в Боге, он по­буж­да­ет же­ла­ние лю­бить Его и волю бо­роть­ся про­тив злых духов ради до­сти­же­ния очи­ще­ния. Итак, един­ство су­ще­ству­ет, по­сколь­ку есть дви­же­ние к Богу. Но, увы. Грех рас­ка­лы­ва­ет это един­ство трех сил души. Ум не знает Бога, же­ла­ние боль­ше любит тво­ре­ние, а не Твор­ца, воля ис­пы­ты­ва­ет муки от стра­стей. Пол­ное раб­ство души. Свя­той Гри­го­рий Па­ла­ма за­ме­ча­тель­но опи­сы­ва­ет это со­сто­я­ние. Во-пер­вых, ум уда­ля­ет­ся и об­ра­ща­ет­ся к тво­ре­нию: "Как толь­ко мы от­кры­ва­ем дверь стра­стям, ум тот­час рас­се­и­ва­ет­ся, блуж­дая все время по тлен­но­му и брен­но­му, по мно­го­об­раз­ным удо­воль­стви­ям и при­страст­ным по­мыс­лам". Во-вто­рых, уда­лив­ший­ся от Бога ум от­вра­ща­ет же­ла­ние от за­по­ве­дей Гос­под­них: "Необуз­дан­ный, он со­вра­ща­ет и его в блуд и без­рас­суд­ство... Когда ум рас­слаб­ля­ет­ся, сила ис­тин­ной любви в душе при­хо­дит в упа­док и, раз­дроб­лен­ная на раз­но­об­раз­ные сла­до­страст­ные вле­че­ния, устрем­ля­ет­ся к же­ла­нию то нечи­стот непо­треб­ных, то дел срам­ных, то денег непра­вед­ных, то пу­сто­го и бес­слав­но­го по­че­та". В-тре­тьих, стра­сти угне­та­ют и ти­ра­нят волю, т.е. она сама "зве­ре­ет": "Че­ло­век упо­доб­ля­ет­ся не про­сто нера­зум­ным тва­рям, но жи­вот­ным пре­смы­ка­ю­щим­ся и ядо­ви­тым - скор­пи­о­ну, змее, по­рож­де­ни­ям ехид­ни­ным". Итак, три силы да­ле­ко ухо­дят от Бога и утра­чи­ва­ют един­ство между собой. Так, на­при­мер, бы­ва­ет, что же­ла­ние хо­те­ло бы вер­нуть­ся к Богу, но не от­пус­ка­ет его воля. Или хочет же­ла­ние, но не хочет ум по сво­е­му неве­рию и нелюб­ви к Богу. Это мы и устра­ня­ем с по­мо­щью Иису­со­вой мо­лит­вы. Воз­вра­ще­ние на­чи­на­ет­ся с со­сре­до­то­че­ния ума. Цель - ото­рвать­ся от окру­жа­ю­щих пред­ме­тов, вер­нуть­ся в са­мо­го себя и затем под­чи­нить же­ла­ние Богу.

- Мне ка­жет­ся, что Вы об­раз­но все из­ло­жи­ли и я понял.

- Не я, чадо мое, но отцы так из­ла­га­ют.

- После моего во­про­са и по­сле­до­вав­ше­го объ­яс­не­ния рас­ска­жи­те мне, по­жа­луй­ста, более об­сто­я­тель­но об эта­пах обу­че­ния мо­лит­ве. С чего оно на­чи­на­ет­ся и как про­дол­жа­ет­ся?

- В ос­нов­ном вы­де­ля­ют­ся пять эта­пов. Пер­вый. Про­из­не­се­ние Иису­со­вой мо­лит­вы уста­ми. По­вто­ряя мо­лит­ву вслух, мы од­но­вре­мен­но стре­мим­ся со­сре­до­то­чить вни­ма­ние на ее сло­вах. Вто­рой. Затем мо­лит­ву при­ни­ма­ет ум и про­из­но­сит ее в себе; это и есть умная мо­лит­ва. Вся она вновь за­клю­ча­ет­ся в слова, но со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся в уме. Когда он утом­ля­ет­ся, тогда мы про­го­ва­ри­ва­ем мо­лит­ву уста­ми. Ра­зу­ме­ет­ся, такой образ или же ис­поль­зо­ва­ние четок яв­ля­ет­ся мла­ден­че­ством мо­лит­вы. Од­на­ко от­сю­да сле­ду­ет на­чи­нать, а когда при­дет более со­вер­шен­ное, тогда остав­лять (но с рас­суж­де­ни­ем) менее со­вер­шен­ное. Когда ум от­дох­нет, вновь на­чи­на­ем со­сре­до­та­чи­вать вни­ма­ние. Пре­по­доб­ный Нил со­ве­ту­ет "все­гда дер­жать в па­мя­ти Бога, и Небо ста­нет твоим по­мыш­ле­ни­ем". Тре­тий. Затем мо­лит­ва схо­дит в серд­це. Серд­це и ум объ­еди­ня­ют­ся и сли­ва­ют­ся. Те­перь вни­ма­ние со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся на серд­це и опять по­гру­жа­ет­ся в слова мо­лит­вы, глав­ным же об­ра­зом в имя Иису­со­во, ко­то­рое яв­ля­ет­ся глу­би­ной необо­зри­мой. Чет­вер­тый. Мо­лит­ва все более ста­но­вит­ся са­мо­дей­ству­ю­щей. Она со­вер­ша­ет­ся, в то время как по­движ­ник тру­дит­ся, или же ест, или бе­се­ду­ет, или на­хо­дит­ся в храме, или спит. "Я сплю, а серд­це мое бдит" (Песн. 5:2), - го­во­рит Свя­щен­ное Пи­са­ние. Пятый. Затем в душе ощу­ща­ет­ся бо­же­ствен­ный тихий огонь, ко­то­рый за­жи­га­ет и ве­се­лит. В серд­це все­ля­ет­ся бла­го­дать Хри­сто­ва. Устра­и­ва­ет оби­тель Свя­тая Тро­и­ца. И вот что такое "жи­ли­ще Божие: в стя­жав­шем в себе па­мять о Боге все­ля­ет­ся Бог. Мы тогда ста­но­вим­ся Его хра­мом, когда мысль не пре­ры­ва­ет­ся зем­ны­ми по­пе­че­ни­я­ми, ум не тре­во­жат неожи­дан­ные стра­сти, но всех их уда­ля­ет­ся бо­го­лю­бец, об­ра­ща­ю­щий ум ко Гос­по­ду; он из­го­ня­ет стра­сти, ко­то­рые вле­кут его к невоз­дер­жа­нию, и усерд­но при­ле­жит доб­ро­де­те­ли" (свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий). На­ко­нец, он чув­ству­ет в себе бо­же­ствен­ное при­сут­ствие, бла­го­дать охва­ты­ва­ет тело, умер­шее и рас­пяв­ше­е­ся миру. Это и яв­ля­ет­ся по­след­ним эта­пом, ко­то­рый ино­гда со­еди­ня­ет­ся с со­зер­ца­ни­ем Нетвар­но­го Света. Таков путь раз­ви­тия Иису­со­вой мо­лит­вы. Каж­дый этап имеет со­от­вет­ству­ю­щую бла­го­дать.

- Поз­воль­те мне за­дать несколь­ко во­про­сов, отче, воз­ник­ших в то время как Вы го­во­ри­ли об эта­пах мо­лит­вы. Что Вы под­ра­зу­ме­ва­е­те под серд­цем?

- Серд­це, по уче­нию отцов, яв­ля­ет­ся цен­тром ду­хов­но­го мира. Среди мно­го­чис­лен­ных вы­ска­зы­ва­ний отцов по этому во­про­су при­ве­ду ха­рак­тер­ную мысль свя­то­го Епи­фа­ния, епи­ско­па Кон­стан­ции Кипр­ской: "Впро­чем, не сле­ду­ет опре­де­лять и вы­ис­ки­вать, в какой части на­хо­дит­ся "образ Божий"; нужно про­сто при­знать его су­ще­ство­ва­ние в че­ло­ве­ке, чтобы не оскорб­лять бла­го­дать и ве­ро­вать Богу. Ибо все, что го­во­рит Гос­подь, ис­тин­но, хотя бы от нас и усколь­зал смысл". По­доб­но тому, как луч, па­да­ю­щий на приз­му, пре­лом­ля­ет­ся и виден со всех сто­рон, так и душа вы­ра­жа­ет­ся во всем че­ло­ве­че­ском су­ще­стве. Од­на­ко во время мо­лит­вы мы кон­цен­три­ру­ем вни­ма­ние на те­лес­ном ор­гане - серд­це, чтобы от­влечь­ся от внеш­них пред­ме­тов и об­ра­тить его в глубь себя. Когда вни­ма­ние об­ре­те­но, ум, одна из сил души, воз­вра­ща­ет­ся в свое жи­ли­ще и там со­еди­ня­ет­ся с осталь­ны­ми си­ла­ми.

- Еще один во­прос. Все ли, же­ла­ю­щие упо­ко­е­ния в Боге, сле­ду­ют опи­сан­ным путем?

- В ос­нов­ном, да. Од­на­ко есть неко­то­рые, стре­мя­щи­е­ся уже с са­мо­го на­ча­ла со­еди­нить ум и серд­це. Они пы­та­ют­ся до­стичь этого с по­мо­щью вдоха и вы­до­ха. Делая вдох, про­из­но­сят: "Гос­по­ди Иису­се Хри­сте"; вы­ды­ха­ют на сло­вах: "по­ми­луй мя". Они сле­дят также за тем, чтобы воз­дух из но­со­вой по­ло­сти до­стиг серд­ца и там немно­го за­дер­жи­вал­ся.

Ра­зу­ме­ет­ся, это осу­ществ­ля­ет­ся для того, чтобы при­ко­вать ум. Отцы оста­ви­ли нам и дру­гой метод. На вдохе мы про­из­но­сим всю Иису­со­ву мо­лит­ву и на вы­до­хе вновь по­вто­ря­ем ее. Такая прак­ти­ка дает успех. Од­на­ко ды­ха­тель­ный метод может вы­звать и боль­шие труд­но­сти, массу про­блем, по­это­му без на­блю­де­ния стар­ца он за­пре­щен. Его можно ис­поль­зо­вать про­сто для со­сре­до­то­чен­но­сти ума на сло­вах. Чтобы тот не рас­се­и­вал­ся. Но, по­вто­ряю, метод тре­бу­ет осо­бо­го бла­го­сло­ве­ния стар­ца по­слуш­ни­ку.

- Ранее Вы ска­за­ли, отче, что цель Иису­со­вой мо­лит­вы - вос­ста­но­вить со­гла­сие ума с серд­цем, дей­ствия - с при­ро­дой. Это мы осо­бен­но пе­ре­жи­ва­ем на тре­тьем этапе свя­то­го пути. Од­на­ко, опи­сы­вая пятый этап, Вы про­ци­ти­ро­ва­ли свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го: "...Всех их уда­ля­ет­ся бо­го­лю­бец, об­ра­ща­ю­щий ум ко Гос­по­ду". Каким об­ра­зом ум схо­дит в серд­це и об­ра­ща­ет­ся к Богу? Нет ли здесь про­ти­во­ре­чия?

- Нет, - от­ве­тил свя­той пу­стын­ник. - Как учат свя­тые и бо­го­нос­ные отцы, су­ще­ству­ют раз­ные сту­пе­ни для под­ви­за­ю­щих­ся в мо­лит­ве. Есть мо­лит­вен­ни­ки но­во­на­чаль­ные и пре­успе­ва­ю­щие. Или, лучше ска­зать в со­от­вет­ствии с уче­ни­ем отцов, - де­я­те­ли и со­зер­ца­те­ли. У де­я­те­лей мо­лит­ва со­вер­ша­ет­ся от стра­ха Бо­жи­его и бла­гой на­деж­ды, в то время как у со­зер­ца­те­лей - "из любви к Богу и со­вер­шен­ней­шей чи­сто­ты". Ха­рак­тер­ный при­знак пер­вой сту­пе­ни (прак­ти­че­ской) - со­сре­до­то­чен­ность ума в серд­це, когда ум, не от­вле­ка­ясь, об­ра­ща­ет­ся к Богу. При­знак вто­рой сту­пе­ни (со­зер­ца­тель­ной) - схва­чен­ность ума Бо­же­ствен­ным Све­том, когда ни­че­го из мира не чув­ству­ет­ся, даже соб­ствен­ное "я". Это и есть выход (экс­таз) ума. О таком со­сто­я­нии мы го­во­рим, что он (ум) об­ра­ща­ет­ся к Богу. Бо­же­ствен­ный экс­таз опи­сы­ва­ют бо­го­нос­ные отцы, пе­ре­жив­шие это бла­го­сло­вен­ное со­сто­я­ние: экс­таз пред­став­ля­ет собой "за­хват ума бо­же­ствен­ным и бес­ко­неч­ным све­том, когда не ощу­ща­ет­ся ничто иное из бытия, но толь­ко Тот, Ко­то­рый Своей лю­бо­вью про­из­вел это про­све­ще­ние" (свя­той Мак­сим).

- Поз­воль­те за­дать еще один во­прос. Я не могу по­нять про­ци­ти­ро­ван­ное Вами место: "Я сплю, а серд­це мое бдит". Ока­жи­те лю­бовь, объ­яс­ни­те мне его. Как можно, чтобы кто-то спал, а серд­це его про­дол­жа­ло мо­лить­ся Богу?

Это место на­хо­дит­ся в книге Вет­хо­го За­ве­та, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся "Песнь пес­ней". Его нетруд­но объ­яс­нить. Про­рок Давид где-то пишет, что серд­це че­ло­ве­ка глу­бо­ко. Все со­бы­тия, все впе­чат­ле­ния дня и за­бо­ты ума осе­да­ют в серд­це, в под­со­зна­нии, как мы го­во­рим се­год­ня. Обыч­но то, что за­ни­ма­ет че­ло­ве­ка днем, за­пол­ня­ет его серд­це ночью, когда ум без­молв­ству­ет и че­ло­ве­че­ские силы от­ды­ха­ют. Это ясно про­яв­ля­ет­ся в снах, ко­то­рые мы видим. Свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий от­ме­ча­ет, что "боль­шей ча­стью ви­де­ния во сне пред­став­ля­ют собой от­зву­ки днев­ных раз­мыш­ле­ний". То есть в ос­нов­ном такие об­раз­ные пред­став­ле­ния (сно­ви­де­ния) - ре­зуль­тат ум­ствен­ной де­я­тель­но­сти в пе­ри­од бодр­ство­ва­ния. Злые за­бо­ты и злые мысли днем вы­зы­ва­ют злые сны. То же про­ис­хо­дит и с доб­ры­ми де­ла­ми. По­движ­ник и во­об­ще че­ло­век Божий все время об­ща­ет­ся в мо­лит­ве с Богом. В па­мя­ти о Боге и мно­го­крат­но по­вто­ря­е­мой Иису­со­вой мо­лит­ве - его на­сла­жде­ние. Даже при дру­гих делах - ест ли он, пьет, де­ла­ет ли что-либо во славу Божию, по слову Апо­сто­ла. По­это­му есте­ствен­но, что в ко­рот­кие часы ноч­но­го от­ды­ха его серд­це раз­мыш­ля­ет и мо­лит­ся Богу. Оно бодр­ству­ет.