Книга 15. Поучение 26
I. На иконе Успения Божией Матери изображается Она как бы уснувшею. У смертного одра Ея предстоит Иисус Христос, окруженный ангелами и апостолами, и в Свои руки приемлет Ея душу, излетевшую в младенческом образе из Ея пречистаго тела. Что же, это изображение есть ли мечта иконописцев, или соответствует действительному событию?
Нет, это не мечта художников. Предание повествует, что когда для Приснодевы Марии приспело время кончины, к смертному Ея одру нисшел божественный Сын Ея, окруженный небожителями, и Она "неизреченно веселящися и аки сладким сном уснувши, предаде в руце Его пресвятую Свою душу. И тако торжественно от небесных душа Ея бе проводима в горняя, руками Господними несома. Провождаху же ю и апостольская очеса, на видение то преславное смотрети сподобившияся".
II. Повествование о том, как душа Божией Матери была восприята руками Господними, вполне соответствует и придает силу тому древнему верованию, что "души людей благочестивых", "по исходе из тела, приемлются ангелами и бывают ими сопровождаемы на небо".
а) Такое верование было еще в ветхозаветной церкви и подтверждено Самим Спасителем. В притче о богатом и Лазаре Он так изобразил блаженную кончину этого страдальца: "умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово". Не о теле это сказано, которое лежало бездыханно, но о душе. Так как ангелы посылаются Богом на служение, или вспоможение тем, которые в сей жизни стараются и трудятся, чтобы наследовать спасение (Евр. 1:14); то они принимают и в час смерти телесной душу, Богу угодившую, и вводят ее в обители вечного спасения.
б) От чего же при исходе души мы не видим ни ея, ни того, кто бы ей сопутствовал, и об отшествии ее заключаем только потому, что уже нет в теле дыхания и других признаков жизни? - От того мы сего не примечаем, что существо души неудобозримо, ибо она невещественна и как в теле пребывает невидимо, так неприметно и исходит из него. Но для утверждения нашей веры в жизнь загробную бывали, по устроению Божию, случаи, когда душа, по исходе из тела, принимала вид младенца, или иное какое-либо очертание, например, голубицы, вылетающей из уст. Святый Григорий Двоеслов, которого сильно занимал этот таинственный предмет, свидетельствует,что "многие из тех, которые очищали око ума своею чистою верою и плодоносною молитвою, часто видали души, исходящия из плоти". Он разсказывает несколько тому опытов, и один из них довольно передать теперь. Преподобный Венедикт стоял ночью на молитве. В самую полночь вдруг показался необыкновенный свет. Преподобный подошел к окну, чтобы лучше разсмотреть это явление, и видит он душу Германа, епископа капуанскаго, на огненном круге несомую ангелеми. Он поспешно стал звать к себе бывшаго в другой комнате диакона, который, вошедши, застал еще конец видения. Послали в Капую узнать, что делается с епископом Германом. Посланный нашел его уже умершим, и оказалось, что он скончался в ту самую минуту, в которую святый муж увидел его возносимым на небо.
III. Для каждого неизбежен час смертный, и какая душа верующая не пожелает, по разлучении с телом, быть отнесенною ангелами на лоно Авраамово, в царство небесное? Как же удостоиться сего? Будем подражать св. жизни Богоматери. Ея скромную жизнь и довольство своим состоянием, Ея терпение в скорбях, Ея чистоту в чувствах, мыслях и словах, Ея глубокую и крепкую веру примем себе в руководство. Подражая сим Ея добродетелям, и мы возможем при исходе из сей жизни удостоиться сопутствия и водительства ангелов к горним обителям. Аминь.